Войти
Вход через соц. сети:
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Подростки

Подростки – это уже не совсем дети, но и взрослыми их назвать пока что нельзя. Подростковый возраст начинается в 12 лет и заканчивается 17 годами. Этот период уникален, как и все другие возрастные периоды, однако для многих родителей именно вступление ребенка в подростковый возраст знаменует самый сложный этап, во время которого так легко войти в конфликт с ребенком и потерять с ним контакт. А ведь поддержка значимых взрослых по-прежнему необходима для их сына или дочери! Понимание и правильное воспитание приобретают в подростковом возрасте особенное значение.

Подростки

Фильтр
Содержание

Подростковый период

Подростковый период

Подростковый период сам по себе длится достаточно долго. В это время дети существенно меняются как в физическом плане, так и в психологическом. Поэтому некоторые психологи выделяют отдельные периоды в рамках подросткового возраста. Так, Эльконин разделил подростковый период на два этапа: младший подростковый возраст, который продолжается с 12 до 14 лет, и старший подростковый возраст, иногда называемый также ранней юностью – он длится с 15 до 17 лет.

Дети подростки младшего возраста

Младший подростковый возраст – это время, когда фактически происходит завершение детства. В это время становится очень важным общение со сверстниками, и в то же самое время авторитет взрослых все еще является сильным. Подростковый кризис еще пока не вошел в полную силу, так что дети подростки младшего возраста более открыты и дружелюбны, чем ученики старших классов. Но ближе к 14 годам в любом коллективе сверстников начинает все больше обозначаться тенденция иерархии, в которой каждый стремится занять собственное место.

Подросток 15-16 лет: старший подростковый возраст

В старшем подростковом возрасте дети уже существенно ближе к взрослому человеку и намного дальше от детства. Организм уже сформирован гораздо лучше, а интересы подростка становятся также взрослее: это отношения с противоположным полом, профессиональное самоопределение. Современные подростки в 15-16 лет намного импульсивнее в силу происходящего полового созревания.

Центральной задачей этого периода становится поиск себя, своих особенностей и своего места. На самооценку оказывает влияние много факторов, в том числе произошедшие физические изменения и перестройка психики. Очень часто дети сравнивают себя со сверстниками и существенно переоценивают отклонения от идеала.

Физические особенности подростков

Физические особенности подростков

Для подростков характерны заметные изменения, которые бросаются в глаза сразу же. Из-за бурного роста ребенок становится непропорциональным и несколько неуклюжим. Это связано с тем, что трубчатые кости растут гораздо быстрее, чем развиваются мышцы, и по этой причине меняется не только внешний вид подростка, но и характер его движений. Данная особенность подростков определяет важность физического развития в этот период: упражнения, тренировки, занятия спортом способны довольно быстро повлиять на то, как дети двигаются и умеют управлять собственным телом. К тому же, в этом возрасте даже новые движения усваиваются достаточно быстро. Мышечная сила также растет, поэтому у подростков появляется значительно больше новых возможностей.

Очень важным моментом в подростковом возрасте является развитие сердечно-сосудистой системы. Особенность здесь состоит в несоответствии темпа развития самого сердца и сосудов; диаметр артерий растет медленнее, чем развивается сердечная мышца. По этой причине головной мозг подростка может периодически сигнализировать о недостатке притока крови такими симптомами, как головокружения, утомляемость, слабый пульс, сильное сердцебиение. Наиболее ярко данные симптомы проявляются при интенсивных нагрузках.

Усиленный темп физического развития приводит к тому, что все системы и ткани организма нуждаются в кислороде, и данная потребность у подростков больше, чем у взрослого человека. Легочный аппарат развивается не так быстро, хотя объем легких увеличивается. Подросток обеспечивает усиленный приток кислорода за счет повышения частоты дыхания, а не его глубины, поэтому имеет смысл обучить его правильному глубокому дыханию.

Развитие подростков и их нервной системы также продолжается, и мозг уже становится практически таким же, как и у взрослого человека. Происходит прирост количества ассоциативных волокон, благодаря чему мозг эффективно работает как единая система. Развивается кора больших полушарий головного мозга, становясь все больше похожей на кору головного мозга взрослого; это приводит в том числе к тому, что подросток способен лучше контролировать собственные проявления эмоций.

Существуют не только общие моменты, но и некоторые различия между физическим развитием мальчиков и девочек.

Девочки подростки

В начале подросткового периода девочки опережают мальчиков по показателям физического развития: в среднем их рост выше на полтора сантиметра, а вес больше на 1,7 кг. До 13 лет этот разрыв увеличивается с каждым годом, и это связано с так называемым пубертатным скачком – моментом, когда рост и вес начинают увеличиваться интенсивно, что является подготовкой организма к половому созреванию.

Половое созревание девочек начинается примерно на два года раньше, чем у мальчиков. Половые органы, до этого момента находящиеся в состоянии относительного покоя, начинают интенсивно расти, выявляются вторичные половые признаки. Важную роль в этот период играют эстрогены, которые синтезируются половыми железами и отвечают за становление менструального цикла. Менструации у девочек в среднем начинаются в 12-13 лет, однако этот показатель очень индивидуален. При этом выявлена зависимость между циклом менструаций и определенным количеством жировой ткани в организме девочек. Отмечено, что те девочки подростки, в организме которых в силу генетических особенностей или образа жизни (например, интенсивных тренировок) количество жира минимально, обладают нестабильным циклом и более поздним началом месячных.

Мальчики подростки

До определенного момента мальчики подростки отстают от девочек по показателям веса и роста, однако примерно в 14 лет ситуация меняется. Пубертатный скачок происходит в период от 12,5 до 15 лет, и именно в этот момент этот скачок роста закладывает начало процессу полового созревания. Развитие костей таза протекает по мужскому типу: он становится узким и относительно высоким, что характерно и для взрослых мужчин.

Влияние андрогенов приводит к специфике развития мышечной системы: в первую очередь становятся шире плечи, развиваются мышцы рук, ног, брюшного пресса. Поэтому регулярные физические упражнения в это время помогут развитию мышц и хорошему самочувствию.

Воздействие гормонов в период полового созревания приводит к тому, что на лице подростков появляется растительность, а голос проходит так называемую «ломку», становясь грубее. Однако ломка голоса происходит не моментально, и в период перестройки речевого аппарата вполне возможно, что голос временно будет срываться. Гормоны определяют и интенсивное развитие половых органов. К 14 годам появляются первые поллюции, однако этот период индивидуален для каждого ребенка.

Психология подростков

Психология подростков

Подростковый период отличается в первую очередь сменой ведущей деятельности. Если до этого момента в этом качестве выступала учебная деятельность, то теперь на первый план выходит общение, и в первую очередь – между сверстниками. То, насколько успешным будет это общение, сформирует определенную базу для дальнейшего психологического развития, а ведь именно в этом возрасте закладываются определенные черты характера, которые будут с человеком и во взрослой жизни.

Формирование самосознания

Процесс формирования самосознания очень важен в разговоре про подростков, так как это – в первую очередь осознанность, которая касается всего: мотивов поведения, способностей, потребностей, эмоций, мыслей, переживаний и всего прочего. Сформированное самосознание – это адекватная оценка собственных возможностей и целесообразности каких-то действий и поступков, которых так или иначе требуют различные жизненные ситуации.

Самосознание представляет собой процесс психики, который является необходимым компонентом самоконтроля, что является возможным, если подросток познал себя и сформировал к себе определенное эмоционально-ценностное отношение. Функция самосознания заключается не только в формировании некоего образа «Я», но и в выражении определенной оценки к самому себе, а это имеет прямое влияние на другое важное не только для психологии подростков, но и для взрослого человека явление – самоуважение. Этот психический процесс показывает, насколько человек доволен собой или, напротив, не доволен. В конечном итоге данные процессы формируют целостный «Я»-образ с определенным набором характеристик и установок.

Открытие собственного «Я» очень важно для подростка, поскольку заставляет взглянуть на мир совершенно иначе. При этом психология подростков такова, что данный процесс приносит как положительные, так и отрицательные эмоции, так как только формирующееся самосознание нередко приводит подростка к ощущению непохожести на других, собственной уникальности, что в свою очередь рождает чувство одиночества. Если же формирование самосознания встречает на пути какие-то препятствия и, как следствие, протекает в искаженной форме или задерживается, это может стать причиной расстройств невротического типа, закрепления девиантных форм поведения, психопатических проявлений.

Источник формирования самосознания – это любая форма общения подростков, так как в ходе такого взаимодействия подросток получает оценку другого человека и дает ему оценку сам. Это приводит к более трезвой оценке собственных возможностей, в том числе в процессе сравнения их с возможностями других. Однако приоритет общения в качестве основной движущей силы формирования самосознания определяет сложности с коррекцией данного процесса у подростков. Родителям в этом случае можно порекомендовать сохранить как можно более доверительные отношения с подростком, не проявлять к нему излишней авторитарности и категоричности; разговор на равных – отличное средство для положительного влияния на самосознание.

Психологические особенности подростков

Психологические особенности подростков

Помимо того, что подростковый возраст является периодом формирования самосознания, он отличается рядом других особенностей, как хороших (рост самостоятельности, развитие отношений со сверстниками, расширение сферы деятельности и интересов), так и негативных (протест по отношению к тем установкам, которые ранее он принимал без вопросов, дисгармоничность личности, находящейся в процессе перестройки, резкая смена интересов). Это период выхода на новую социальную позицию, который имеет большое значение для дальнейшего развития личности.

Если до этого момента для ребенка была более важна оценка взрослого, то формирующееся самосознание приводит к смене приоритетов в сторону важности того, как подросток сам оценивает себя, свои поступки и их последствия. Именно по этой причине отметки, получаемые в ходе учебного процесса, теряют свою прежнюю ценность, к тому же они становятся не единственным способом занять высокую позицию в школьном коллективе.

Еще одной особенностью развития психики в подростковом возрасте является состояние противоречия: подросток осознает свое отличие от других сверстников и всеми силами хочет это продемонстрировать – но в то же время, он стремится к определенным нормам. Очень важным моментом считается и стремление к формированию близких дружеских отношений.

Подростковый возраст является периодом повышенной эмоциональности; дети достаточно возбудимы, подвержены частой смене настроения, поведение подростков становится неуравновешенным. Особенно ярко это проявляется в период кризиса, который мы рассмотрим подробнее несколько позже.

Жизнь подростков и субкультуры

Субкультура представляет собой определенную группу людей, характеризующуюся общими ценностями, определенным жизненным стилем и поведением. Большинство подростков в поисках себя очень часто примыкают к той или иной субкультуре, которые могут относиться к следующим типам:

  • Политизированные.

Все, что относится к политике; для таких субкультур характерна четкая идеология.

  • Экология и этика.

Если современные подростки примыкают к такой субкультуре, они начинают активно пропагандировать борьбу за чистоту окружающей среды.

  • Нетрадиционные религии.

Формирование собственного «Я» включает и религиозное самоопределение, поэтому подростки вполне могут заинтересоваться концепцией индуизма, буддизма, язычества или чего-то другого.

  • Радикальные.

Высокая степень организованности, как правило, над подростками главенствуют более старшие лидеры. Для радикалов характерны агрессивные настроения, что прекрасно видно по субкультуре скинхедов.

  • Образ жизни.

Хиппи, пропагандирующие гармонию, или панки, отрицающие все возможные правила – яркий пример подобных субкультур. Впрочем, увлечение здоровым образом жизни тоже можно отнести к этой категории.

  • Общие интересы.

Это может быть один и тот же вид спорта, или какой-то музыкальный жанр.

  • Золотая молодежь

Подростки, которые в силу социальных обстоятельств обладают большими финансовыми возможностями, поэтому стремятся всячески подчеркнуть данный факт, обособиться от других. Часто формой самовыражения подобных субкультур является особенное проведение досуга.

Это не единственная типологизация субкультур, но от разделения их на определенные категории необходимость таких объединений как важного этапа в психологическом развитии подростка не меняется. Субкультуры являются своего рода орудием социализации подростка, однако следует отделять субкультуры, не несущие вреда подростку, от таких, которые способны нанести ущерб его жизни и личности, например, различные криминальные группировки. Поэтому родителям нужно с одной стороны не ограничивать подобные проявления самовыражения подростка, а с другой стороны быть внимательнее к типу субкультуры, в которой состоит их сын или дочь.

Поведение подростков в период кризиса

Поведение подростков в период кризиса

Подростковый кризис наступает примерно в 12-14 лет, и это крайне сложный момент как для подростка, так и для его родителей. От других возрастных кризисов подростковый отличается большей продолжительностью, однако существуют случаи, когда развитие подростков происходит без острых кризисных проявлений. Чаще всего такая ситуация возможна в семьях, в которых чутко относятся к потребностям ребенка, не оказывая на него избыточного давления и относясь к его новым проявлениям терпимо.

Развитие подростков в период кризиса протекает поэтапно:

  • Этап 1 – предкритический.

На этом этапе проявления кризиса еще не такие явные, и ребенок пока что отказывается от своих старых установок крайне аккуратно.

  • Этап 2 – кульминация.

Все стереотипы, традиции, присутствовавшие в семье до этого, бурно отрицаются подростком.

  • Этап 3 – посткритический.

В этот период на основе сформированного самосознания выстраивается новая системы жизненных ценностей, меняются отношения с людьми.

Подростковый кризис характеризуется тремя видами проявлений.

  • Внешние.

Это поведение подростка, которое характеризуется грубостью, провокационностью, замкнутостью. Часто складывается ощущение, что подросток намеренно провоцирует конфликт, абсолютно игнорируя замечания и указания со стороны взрослых людей, как в семье, так и касаемо посторонних.

  • Внутренние.

Поскольку в этот период происходит формирование собственного «Я», личность подростка является уязвимой ко всякого рода замечаниям. Неосторожное слово может стать причиной того, что он замкнется в себе и собственных переживаниях. В то же время у подростка присутствует сильное стремление продемонстрировать собственную уникальность, что очевидно в поведении и в процессе общения.

  • Физические.

Так как в период подросткового кризиса происходят качественные изменения не только в психике, но и в физиологии, для подростков в это время может быть характерна потребность в более длительном сне, вялость и слабость. У подростков формируется структура тела, что становится заметным визуально.

Предотвратить подростковый кризис или избежать его невозможно, так как это обязательный этап в развитии человека. В этот период очень большая ответственность возлагается на родителей подростка, так как именно их реакции во многом обеспечат эмоциональный комфорт даже в такой сложной ситуации для ребенка.

Что нужно знать родителям про подростков

Что нужно знать родителям про подростков

Подростковый возраст – это некий переходный этап между детством и взрослой жизнью, поэтому родителям в этот период стоит задуматься о смене тактики воспитания и взаимодействия с ребенком. Прежде всего, необходимо обратить внимание на свое поведение, ведь в процессе общения между собой дети подростки часто обсуждают взрослых – и результаты такого обсуждения вполне могут повлиять на то, будут ли родители иметь авторитет в глазах подростка.

Взаимопонимание – основа основ общения родителя с подростком. Идти на поводу у подростка в каждой конфликтной ситуации, равно как и пытаться продавливать свою позицию с единственным аргументом «я так сказал, и точка» - проигрышные варианты. Больше разговаривайте с ребенком, учитесь смотреть на происходящее с его точки зрения, а в случае необходимости запрета логически объясните, почему это требуется именно сейчас.

Проводите больше времени вместе с ребенком, но и оставляйте ему собственное личное пространство. Время, которое родители проводят с ребенком, должно оставить у него яркие положительные впечатления, поэтому стоит выбирать занятие исходя из его интересов. Стоит уделить внимание не только эмоциональному комфорту ребенка, но и его физическому развитию, так как в подростковом возрасте происходит множество физиологических изменений.

Подростковая любовь

Через подростковую любовь проходило абсолютное большинство, ведь именно она становится первым опытом в сфере отношений. Подростковая любовь чаще всего непостоянна, хотя это не исключает случаев, когда именно она становилась единственным чувством на всю жизнь, а партнеры, некогда вместе сидевшие за одной партой, впоследствии отмечали серебряную свадьбу. Однако во всех остальных случаях подростковая любовь является своего рода опытом, необходимым для дальнейшего успешного выстраивания отношений, необязательно с объектом первой любви.

Формирование подростковой сексуальности

Формирование подростковой сексуальности

Вопросы о том, откуда берутся дети, родители могут начинать слышать от своего ребенка еще до школы, однако именно в подростковый период происходит резкий скачок сексуального интереса к противоположному полу. Это связано с тем, что именно в этот момент происходит половое созревание, включающее гормональную перестройку организма. Влечение к противоположному полу абсолютно нормально для подростков.

Первоначально у подростка формируется так называемая детская влюбленность, пока что не имеющая сексуального подтекста и носящая платонический характер: это желание общаться вместе, выполнять какую-то совместную деятельность вдвоем с партнером. Если такая влюбленность развивается правильно, начинают появляться элементы эротических желаний, которых с течением времени становится больше. Интерес к данной сфере распространяется не только на конкретного партнера, но и охватывает разные другие сферы интересов: подросток стремится узнать больше из соответствующих книг, фильмов и других источников.

В соответствии с закономерностями развития уровень половых гормонов растет, и у подростков появляются сексуальные фантазии. Увеличивающееся половое возбуждение многие подростки снимают при помощи мастурбации; она не является чем-то неестественным, наоборот, приводит к лучшему познанию собственного тела.

Подростковая беременность и ее последствия

Так как начало сексуальной активности у подростков в большинстве случаев совпадает с моментом полового созревания, тема подростковой беременности является актуальной. О подростковой беременности говорят в том случае, если зачатие наступило в период с 13 до 16 лет. При этом данное состояние является опасным, так как репродуктивная система все еще находится в стадии формирования, поэтому могут возникнуть проблемы как для плода, так и для организма молодой матери.

Причины подростковой беременности очень часто заключаются в недостатке полового просвещения, ответственность за которое полностью лежит на родителях. Так как в учебных заведениях данной теме может уделяться недостаточно внимания (если она изучается вообще), родителям нужно рассказать об этом своим детям во избежание неприятных последствий. Однако даже при определенном уровне осведомленности в игру могут включиться и другие факторы:

  • Сексуальная раскрепощенность, которой часто способствуют наркотики, алкоголь, а также желание влиться в компанию и продемонстрировать собственную независимость.
  • Насилие. Девочки подростки нередко становятся жертвами сексуального насилия, которое в ряде случаев и приводит к беременности.
  • Социальная ситуация. Иногда беременность является целенаправленным шагом для получения пособия и других социальных привилегий.

Помимо того, что организм девочки-подростка еще не до конца готов полноценно выносить и родить ребенка, ее психика тоже не перестроилась на взрослый уровень, поэтому сложно говорить о высокой вероятности пробуждения материнского инстинкта и полноценного воспитания ребенка молодой матерью. Поэтому родителям необходимо позаботиться о сексуальном воспитании своего ребенка, чтобы избежать подобных последствий.

Как вести себя родителям

Как вести себя родителям

Первое, что требуется уяснить родителям вне зависимости от пола их подростка – это то, что ответственность за половое воспитание лежит именно на них, поэтому никаких стеснений и постоянного откладывания важного разговора на потом быть не должно. Если ребенок задает вопросы, на которые можно найти ответ в специальной литературе, эту книгу можно порекомендовать к прочтению и потом обсудить вместе. А вот ругать ребенка за вопросы, относящиеся к интимной стороне жизни, не стоит – это может нарушить доверие между подростком и родителем, так что следующий вопрос он будет задавать уже кому-то другому, и в этом случае родители не узнают о том, каким был ответ на этот вопрос.

Тема контрацепции является особо важной в сфере сексуальных отношений подростков, ведь это не только предупреждение нежелательной беременности, но и защита от заболеваний, передающихся половым путем. Однако запугивать подростка тоже не нужно, иначе у него может заранее сформироваться негативное отношение к сексу в целом.

Очень важно дать подростку уверенность в том, что именно в семье ему помогут решить любые проблемы, связанные с отношениями, начиная от советов «как вести себя на свидании» и заканчивая той самой подростковой беременностью, которой так боятся многие родители. Конечно, многим родителям сложно смириться с тем, что их ребенок вступает во взрослую жизнь, поэтому они не хотят отпускать его от себя (в особенности это касается девочек, хотя и мальчики подростки могут страдать от гиперопеки в этом плане). Поэтому лучше приучить себя не отвергать партнеров своего ребенка заранее только по факту их наличия, хотя и определенную долю критичности проявить рекомендуется, например, если избранник гораздо старше или замечен в асоциальном поведении. Если ребенок будет уверен в том, что он может обратиться к вам с любой проблемой, это поможет вам обрести уверенность за его физическое и психическое здоровье.

Подростки в школе

В подростковом возрасте интерес к учебе может резко упасть, так как приоритетом становится общение и поиск собственного «Я». Однако, продолжать учиться и в этот период необходимо, поэтому родителям важно быть включенными в то, что происходит и в процессе обучения, и в классе между самими учениками.

Подростки в школьном коллективе

Подростки в школьном коллективе

Если коллективы субкультур, сформированные на основе общих предпочтений, являются добровольными, то школьный класс формируется «принудительно», поэтому сложно предугадать взаимоотношения между учениками. Так как в подростковом возрасте успешность ребенка в классе уже определяется не только успехами в учебе, но и качествами личности, характером и социальным статусом, большинство школьных классов в конечном итоге приходят к следующей схеме:

  • Звезды.

Несколько человек, которые являются «заводилами» класса; на их мнение ориентируется абсолютное большинство остальных детей. Качества, по которым подросток может стать звездой, могут быть абсолютно любыми: внешняя привлекательность, характер, общительность, высокий социальный статус и многое другое.

  • Предпочитаемые.

Примерно половина класса всегда поддерживает звезд в любых начинаниях в обмен на то, чтобы им «уделили внимание».

  • Пренебрегаемые.

Уже из названия этого уровня следует отношение к этой группе первых двух – так как они не представляют из себя ничего интересного для звезд и предпочитаемых.

  • Изолированные.

Несколько человек, которых не замечает никто, об интересах которых практически никому не известно.

  • Отверженные.

Еще пара человек, к которым, в отличие от изолированных, отношение ярко негативное. Именно отверженные могут подвергаться постоянной травле в классе.

Для того, чтобы исследовать структуру школьного коллектива, существуют специальные опросники. К примеру, одним из способов выявить, к какой категории принадлежит тот или иной ученик, является анонимный вопрос, в ходе которого каждый из подростков должен написать три фамилии тех, с кем бы он хотел сидеть, а также указать одного ученика, с которым бы не хотел оказаться за одной партой. Для школьного класса численностью в 25-30 человек средним количество выборов является число 3, и если ученик получает столько выборов, его можно смело отнести к категории предпочитаемых. Если кто-то получает существенно больше голосов, то это та самая звезда класса, а вот один-два голоса получат ребята из категории пренебрегаемых; ими интересуются, но значительно меньше. Изолированных не выберет никто, а те, чью фамилию указывают в качестве ответа на вопрос «С кем ты не хочешь сидеть?» являются отверженными.

На протяжении всего подросткового периода положение ученика в иерархической структуре класса может поменяться: изгой, вследствие целенаправленной работы над собой, вдруг получает интерес и поддержку, а звезда, совершившая непростительную в глазах товарищей ошибку, резко теряет свой рейтинг вплоть до позиции изолированного или даже изгоя. Родители также могут повлиять на позицию, которую занимает подросток в классе, и для этого потребуется взглянуть на своего ребенка оценивающим взглядом, ведь причиной низкого статуса может быть не только характер, но и определенные привычки в поведении (мало кто захочет дружить с мальчиком или девочкой, которые постоянно ковыряются в носу), а также внешний вид (современные подростки обращают существенное внимание на внешнюю привлекательность, особенно если это касается учеников противоположного пола).

Конфликты в школе

Конфликты в школе

Нестабильность эмоционального состояния подростков приводит к возникновению разного рода конфликтов подростков в школе. Эти конфликты делятся на три группы:

  • Конфликты внутри коллектива класса.

Различный статус учеников может быть причиной ярких разногласий между подростками в рамках одного класса. В первую очередь это так называемые конфликты лидерства, которые возникают на почве борьбы за «первое место» между несколькими звездами и группировками, занимающими сторону того или иного ученика. Это также может быть противостояние между мальчиками и девочками, а также обособленное положение одного ученика по отношению к остальному коллективу.

  • Конфликты между классами.

Чаще всего они носят соревновательный характер, однако могут перетекать в личную неприязнь.

  • Конфликт формата «ученик-учитель».

Причины таких конфликтов могут быть разнообразны; с одной стороны подростковый период характеризуется проявлением непослушания, в том числе неподчинения школьным требованиям, а с другой стороны личные качества обоих сторон также могут стать причинами такого конфликта.

Что делать родителям, если их ребенок в подростковом возрасте оказался вовлеченным в любой подобный конфликт? Для начала спокойно разобраться в ситуации и понять, что именно стало причиной разногласий, как ведут себя подростки в школе и насколько серьезными могут быть последствия. Чтобы получить такую информацию, необходимо иметь тесный контакт и доверительные отношения с ребенком даже в сложный подростковый период, а также ни в коем случае не обвинять своего сына или дочь еще до того, как получится окончательно понять причины конфликта.

Если конфликт возникает между сверстниками, важно понимать, что вмешательство родителей не всегда необходимо. В подростковом периоде нередки ссоры даже между лучшими друзьями, и лучшее, что могут сделать родители, - это рассказать о конструктивных способах решения конфликта. Если же имеет место травля, то разговор здесь совсем иной: детские коллективы чаще проявляют гораздо большую жестокость и агрессию, и в этом случае без вмешательства взрослого не обойтись. Вполне возможно, что ребенка придется перевести в другую школу, к тому же предварительно потребуется выяснить причину травли и приложить все усилия, чтобы эту причину устранить.

При конфликте между учеником и учителем роль родителей также прежде всего заключается в выяснении причин. Для этого необходимо сначала выяснить проблему с ребенком, а затем поговорить отдельно с учителем. После того, как разговор произошел по отдельности и эмоциональное отношение было высказано каждой из сторон, а родитель в качестве нейтральной стороны выяснил обе позиции, имеет смысл поговорить втроем и найти пути решения конфликта.

Проблемы подростков

Подростковый период – время, когда перестройка личности может привести к различным проблемам. Родителям потребуется проявить терпение и найти грамотный подход к личности ребенка, так как некоторые такие проблемы могут негативно повлиять и на психологическое, и на физическое состояние их ребенка.

Отсутствие желаний, интересов и стремлений

В младшем подростковом возрасте происходит формирование основы для последующего развития определенных интересов у старших подростков. Так как приоритетом в этот период выступает общение со сверстниками, то и интересуется подросток тем, чем и его друзья, с которыми он контактирует и на которых ориентируется. Однако иногда родители сталкиваются с тем, что подросток демонстрирует полное отсутствие интересов. Это сигнализирует об определенном типе развития его личности и может иметь весьма негативные последствия.

Причиной отсутствия интересов чаще всего являются особенности воспитания подростков в школе и дома. Если в семье подросток видит такую же ситуацию, или же на него давят с тем, чтобы подтолкнуть в сторону, интересную родителям, но никак не самому подростку (отдать в художественную школу мальчика, который хотел бы ходить на бокс), это легко может привести к некоторой безвольности. Такой подросток, не имея собственных интересов, впоследствии становится достаточно внушаемым и легко пойдет за любым, кто покажет способ преодолеть скуку – и не всегда этот способ будет положительно влиять на подростка.

Зависимость от компьютерных игр, планшетов, смартфонов

Зависимость от компьютерных игр, планшетов, смартфонов

О том, что подростки часто становятся зависимыми от компьютерных игр, а также разного рода гаджетов, говорится уже давно, но от года к году проблема не становится менее значимой. У таких зависимых подростков время, проведенное за монитором, занимает большую часть дня. Ребенок не может сдержать обещание, данное взрослому, и закончить игру в указанное время; если же лишить его важного для него гаджета, наблюдается яркий синдром отмены: замкнутость, ярость, агрессия.

Часто причиной увлечения подростков компьютерами и смартфонами становится их доступность параллельно с отсутствием других интересов. Поэтому родителям, желающим предотвратить появление подобного рода зависимости, следует обеспечить своему ребенку разнообразный досуг. Совершенно лишать подростка этого доступа не нужно, так как знание компьютера в современном мире является фактически обязательным, но в силу особенностей возраста лучше, чтобы ребенок проводил за компьютером не больше 2 часов в день. Если компьютерная зависимость приобрела угрожающие масштабы и родители не могут ничего сделать с ее наличием, единственно правильным выходом будет обращение к психологу.

Чрезмерное увлечение диетами для похудения

Многие девочки подростки (а иногда и мальчики) в своем стремлении получить признание у своих сверстников хотят выглядеть хорошо, и в этом случае они часто обращаются к диетам – не к диетологам, а именно к диетам, которыми наводнен интернет и которые обещают сбросить несколько килограмм буквально за неделю. Однако все эти диеты является для подростков ни чем иным, как грубым вмешательством в физиологию растущего организма; перестройка подросткового организма для нормального завершения требует определенного количества питательных элементов, которых не достает при добровольном отказе от питания.

Для подростков диеты вредны по следующим причинам:

  • Неправильная диета или полный отказ от питания вгоняет организм в стрессовое состояние, и после такой диеты он способен набрать гораздо больше веса, стремясь «сделать запас» на следующий стрессовый период.
  • Отсутствие достаточного количества питательных веществ негативно влияет на работу мозга, снижает уровень концентрации и понижает способность к размышлению.
  • Обезвоживание организма, которое сопровождает многие необдуманно используемые диеты, приводит к проблемам с кожей, ногтями и волосами.
  • Так как для девочек-подростков наличие определенного уровня жировой ткани в организме является необходимым условием для становления менструального цикла, истощение может привести к проблемам в этом случае.

Для того, чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо заранее формировать правильные пищевые привычки еще до подросткового возрасте. Если родители не хотят, чтобы их ребенок попал в группу риска, не рекомендуется поощрять его желание употреблять нездоровую пищу, фаст-фуд и большое количество сладостей.

Социальные сети и подростки

Социальные сети и подростки

В современном мире крайне сложно найти подростка, у которого отсутствует аккаунт в одной или нескольких социальных сетях. Очень часто именно социальные сети с их возможностью анонимности буквально затягивают подростков, представляя собой один из типов интернет-зависимости. Однако формирование зависимости от социальной сети не является единственной опасностью для подростков.

Возможность создания профиля с абсолютно любыми данными может привести к тому, что в социальной сети с ребенком попытаются завязать диалог мошенники. При этом цели таких пользователей могут быть абсолютно любыми – от так называемого «троллинга», то есть намеренных провокаций, до вполне реальных моментов, например, выяснения местоположения подростка с целью ограбления его квартиры или его самого. Поэтому всем подросткам, у которых есть страница в социальной сети, необходимо придерживаться следующих правил сетевой безопасности:

  • Для того, чтобы избежать использования своих личных данных, научите подростка делать свой профиль менее открытым. Номер телефона, адрес, фотографии и любые другие данные легко могут стать объектом внимания мошенников.
  • Любая информация, публикуемая в социальной сети, должна восприниматься критически. Не все то, о чем пишут в пабликах и группах, является правдой.
  • Общение и личные встречи нужно проводить только с теми, кто знаком в реальности. Профиль девочки, пригласившей через социальную сеть на свидание мальчика-подростка, вполне может оказаться подставной страницей.

Важно понимать, что как частная форма интернет-зависимости, социальные сети привлекают подростков, у которых отсутствуют другие интересы. Подмечено, что те из детей, кто активно занимается спортом, часто встречается с друзьями в реальной жизни, а не в чате, проводят гораздо меньше времени в соцсети, а то и вообще не видит необходимости в создании страницы.

Алкоголизм и курение

В стремлении быть принятыми значимым коллективом и сверстниками многие подростки начинают копировать определенные привычки таких коллективов. Именно поэтому многие пробуют алкоголь и сигареты в подростковом возрасте. Это желание показать свою независимость, неподчинение правилам, доказать всем остальным, что повзрослел, может привести к серьезным негативным последствиям влияния этилового спирта и никотина на формирующийся детский организм.

Склонность к таким вредным привычкам возникает у подростков по следующим причинам:

  • Семейные традиции. Если на каждом семейном торжестве присутствует алкоголь, если большинство родственников курят при ребенке, он изначально не воспринимает это как вредные привычки.
  • Неправильное понимание вреда. В случае, когда ребенку не объяснили, чем опасен алкоголь и сигареты, он не будет этого понимать и искать информацию самостоятельно.
  • Недостаточный контроль со стороны родителей. Воспитание, пущенное на самотек, приводит к отсутствию определенных моральных ценностей, поэтому уже подростковый коллектив, а не родители, в этот период формируют отношение к данным вредным привычкам.

Большое внимание оказывают и общественные причины: доступность алкоголя, пропаганда вредных привычек и определенного образа жизни. Поэтому родителям важно подать собственный правильный пример и воспитать подростка так, чтобы он не испытывал потребности в спиртном или курении.

Наркотики и подростки

Наркотики и подростки

Подростковый возраст наряду с юношеским является категорией риска для первого употребления дозы наркотиков. Подростки, уже пробовавшие наркотики, называют следующие причины их употребления в первый раз:

  • давление старших товарищей
  • желание сохранить авторитет в компании, не быть «белой вороной» среди тех, кто уже попробовал
  • желание расслабиться, сбежать от скуки
  • интерес испытать «кайф»
  • проблемы в семье, со сверстниками, внутриличностные конфликты.

Употребление наркотиков является прямым и быстрым способом воздействия на центры удовольствия, однако наркотики в любом случае вызывают привыкание и деградацию личности. Подростку, оказавшемуся затянутым в сети наркомании, вне зависимости от типа употребляемых веществ потребуется помощь взрослых – медицинская, социальная, психологическая. Профилактика подростковой наркомании, как и других вредных привычек, лежит в воспитании, однако наркотики как наиболее сильная угроза здоровью и жизни, стоят особняком, поэтому сформировать негативное отношение к ним необходимо в первую очередь.

Когда стоит обратиться к психологу

Причиной обращения к психологу чаще всего становится неспособность родителей справиться с какими-то кризисными моментами и желание привлечь профессионально подготовленного человека в качестве третьей стороны. В следующих ситуациях визит к психологу может быть настоятельно рекомендован:

  • Существенные проблемы в обучении, в том числе эмоциональный дискомфорт и активное нежелание посещать учебное заведение.
  • Негативные изменения в настроении, в том числе депрессивные состояния, низкая самооценка, отсутствие интересов и стремлений.
  • Расстройства тревожного типа: социофобия, панические атаки, фобии, ипохондрия.
  • Проблемы в общении со сверстниками
  • Девиантное поведение подростков
  • Нарушения сна
  • Различные проявления психосоматического характера (например, сильные головокружения в стрессовых ситуациях)
  • Проблемы с контролем поведения

В результате визита к психологу возможно определить проблему и найти рациональный путь к ее решению. Обращение к подростковому психологу – это существенный шаг к положительным переменам.

Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение

Перед подростком, заканчивающим школу, неизбежно встает вопрос о том, куда пойти учиться. Чтобы обучение по выбранной специальности не было для подростка в тягость, а полученные знания помогли найти свое место в жизни, еще до окончания школьного обучения необходимо определиться с профессией.

Как определиться с профессией

Первое, что нужно запомнить родителям подростка – это то, что их ребенок ни в коем случае не является средством реализации их собственных амбиций. Если мать или отец всю жизнь хотели стать врачом, а у их ребенка категорически не лежит душа к медицине, не стоит однозначно определять будущим местом учебы для подростка медицинский вуз. Каждый подросток обладает собственными способностями и интересами, которые и стоит принимать за основу.

С другой стороны, слепо следовать интересам подростка также не стоит, ведь пока что у него недостаточно знаний о той или иной профессии. Лучше всего пройти тест на профориентацию и в целом получить направление, в котором и стоит искать профессию для ребенка. Родителям же важно и поддержать выбор ребенка, и рассказать ему о реальной ситуацией с той или иной профессией. Анализ рынка труда делать можно, однако стоит учесть, что ситуация на нем крайне динамична, и те профессии, которые являются востребованными сейчас, могут потерять актуальность еще до того, как подросток закончит учебное заведение по выбранной специальности.

Центры профессиональной ориентации для подростков

Современный центр профессиональной ориентации для подростков представляет собой то место, где подросток может получить наиболее исчерпывающие ответы на вопросы, связанные с выбором профессии, существующими учебными заведениями по данному направлению. На основании индивидуальных особенностей и предрасположенностей конкретного человека в таких центрах проводится тестирование, анализируются его результаты и предлагаются возможные варианты обучения. Воспользоваться услугами центра профориентации может абсолютно любой подросток.

Как найти работу для подростков

Как найти работу для подростков

Чтобы привить подростку определенную долю самостоятельности и сформировать правильное отношение к деньгам, многие родители предлагают ему найти работу. В таком поиске подростку прежде всего стоит исходить из собственных возможностей и умений; кому-то лучше дается контакт с людьми, а кому-то, напротив, проще работать за компьютером. Что же могут предложить работодатели для подростков?

Вакансии для подростков в основном не подразумевают особых навыков; это курьеры, официанты, уборщики, грузчики и другие аналогичные должности. Однако даже если в объявлении указана очень заманчивая зарплата, рекомендуется быть внимательнее и работать только на основании контракта, в котором четко указаны обязанности, график и оплата – в противном случае, денег за выполненную работу можно и не дождаться.

При должном уровне владения компьютером и наличии определенных навыков (например, умения качественно писать тексты, делать переводы с другого языка, создавать сайты или писать на каком-нибудь языке программирования) можно попробовать начать заниматься фрилансом, то есть удаленной работой. Очень часто таким образом подростки зарабатывают существенно больше, чем их сверстники, работающие посменно, - но фриланс в обязательном порядке предполагает качественное выполнение заданий.

Какой бы ни была работа для подростков, она не должна наносить ущерб учебной деятельности подростка, а также его здоровью. Поэтому родителям стоит не просто мотивировать ребенка найти работу, чтобы получать собственные средства, но и предостеречь от возможных проблем и сложностей.

Работа для подростков на лето

Лето – это основной период, когда ребенок может устроиться на сезонную работу для подростков без ущерба для учебы, так как летние каникулы никто не отменял. Поскольку очень многие подростки летом ищут работу, работодатели идут им навстречу и предоставляют определенные вакансии специально для таких случаев. К наиболее распространенным вакансиям относятся операторы колл-центров, курьеры, промоутеры, расклейщики объявлений, подсобные рабочие в ресторанах, уборщики. В любом случае подросткам летом перед тем, как начинать работу, необходимо трезво оценить собственные возможности и сопоставить их с условиями работы и адекватностью предполагаемой оплаты.

Подростковый возраст – это довольно сложный период как для самого ребенка, так и для его родителей, поскольку обоим этим сторонам приходится буквально заново приспосабливаться к друг другу и выстраивать продуктивное общение по-новому. Однако знание основных возрастных особенностей, правил решения возникающих конфликтов и того, что происходит с подростком в этот период жизни, а также своевременное обращение к специалисту в том случае, если родители ощущают свою беспомощность, помогут преодолеть любые сложности и сделают подростка действительно развитой и гармоничной личностью.


Оценить статью:
Рейтинг: 5/5 Оценок: 865
Гость
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =