Развитие ребенка
Развитие детей 3-4 лет
4.4

Развитие детей 3-4 лет


Автор
Светлана Меллер

Статью проверил эксперт

Развитие детей 3-4 лет характеризуется интенсивным темпом, появлением качественно новых свойств личности. Данный период начинается с кризиса трех лет, что само по себе привносит в жизнь многих родителей дополнительные сложности. Однако знание особенностей этого возрастного периода поможет родителям преодолеть кризис и обеспечить комфортные условия для своего ребенка.

Отличительные особенности развития

Развитие детей 3-4 лет характеризуется следующими признаками:

  • Совершенствование физических умений.

Малыш уверенно управляет своим телом, умеет ходить и бегать в разном темпе, прыгать на месте, через препятствия, хорошо удерживает равновесие. Ежедневная разминка и подвижные игры помогут обеспечить физическое развитие детей  дошкольного возраста и помогут им далее развивать свои возможности.

  • Навыки личной гигиены.

Ребенок умеет соблюдать чистоту, правильно мыть руки и чистить зубы, а также более критично относится к своему внешнему виду. В этом возрасте ребенок уже не захочет надевать испачканную или помятую одежду. Однако взрослым все равно требуется периодически напоминать о необходимости тех или иных действий, чтобы выработать гигиенические привычки.

  • Речевое развитие.

В 3-4 года ребенок может учить стихи или пересказать небольшой текст. Его активный словарный запас включает различные части речи, в том числе слова, которые носят обобщающее значение (посуда, фрукты, игрушки). Произношение на данном этапе уже практически сформировано, могут быть исключения для отдельных звуков. Родителям нужно общаться с ребенком, отвечать на его вопросы и следить за правильностью речи.

  • Познавательная сфера.

Развитие мышления позволяет ребенку осуществлять сравнение объектов по разным признакам, установить простые причинно-следственные связи между явлениями. Дети способны длительно сосредоточить внимание на одном занятии или объекте, хотя в этот период для них имеет большее значение процесс выполнения действия, а не его результат. Знакомьте ребенка с разными предметами, явлениями или процессами для того, чтобы его запас знаний постоянно пополнялся.

  • Творческое развитие.

Ребенок интересуется музыкой и отличает быстрый ритм от медленного. В этом возрасте многим детям интересно рисовать, делать аппликации, лепить и играть с конструктором, что полезно для развития мелкой моторики. Поэтому такие занятия рекомендуется проводить каждый день, чередуя – например, сегодня предложить ребенку вылепить что-то из пластилина, а завтра создать тематическую аппликацию из крупных деталей.

Преодолеваем кризис трех лет

Развитие детей 3-4 лет сопряжено с некоторыми сложностями для родителей. Например, в период кризиса трех лет им становится сложно найти способ взаимодействия с малышом из-за появления определенного упрямства и непослушания. Именно в три года ребенок осознает себя как личность и стремится делать все сам, часто отвергая помощь взрослого человека. Это состояние длится несколько месяцев, затем проходит по мере того, как ребенок свыкается с наличием собственных желаний, не всегда совпадающих с мнением родителей.

Ограничивать ребенка, наказывать его за проявления самостоятельности не стоит, ведь есть более полезные методы для взаимодействия. Появившуюся самостоятельность нужно поощрять: не стремитесь сделать все за ребенка – просто обеспечьте ему безопасные условия для выполнения задачи. Дайте ребенку возможность выбора, например, перед ужином спросите не «Ты будешь есть?», а «Ты будешь котлету с макаронами или с картошкой?». Даже в случае непослушания ребенка необходимо сохранять спокойствие – отсутствие негативной реакции снизит желание ребенка отстаивать свое мнение и поступать вам назло. 

Общая психология / Маклаков А.Г.. - 2008

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И.. - 2007