Развитие ребенка
Ребенок и мобильник: когда не рано иметь свой телефон?
4

Ребенок и мобильник: когда не рано иметь свой телефон?



Статью проверил эксперт

В каком возрасте ребенок начинает просить свой телефон? А когда родители уже готовы его купить, то какой и для чего? Если пробежаться по «мамским» форумам и блогам, станет ясно, что ничего не ясно. Сколько родителей, столько и мнений. И даже у психологов мнения могут расходиться.

MedAboutMe предлагает найти золотую середину и определить, в каком же возрасте можно все-таки вручить ребенку собственный телефон. Или смартфон, или планшет? Давайте разбираться.

Воспитание детей «в духе времени»

Многие молодые родители уверены: чем раньше их чадо начнет общаться с современными гаджетами, тем лучше. Все равно придется овладевать, так почему бы не с пеленок? Тем более, что малыши действительно учатся обращаться со смартфонами и планшетами стремительно. А производители гаджетов и рады стараться: предлагают разнообразные программы и виртуальные развивающие игрушки для 6-месячных «пользователей», всячески убеждая родителей в своевременности и пользе своей продукции.

На любой детской площадке можно увидеть, как молодая мама сует в руки малышу в коляске свой смартфон, чтобы он занялся игрой, посмотрел мультики или послушал сказку, пока она общается с другой мамочкой. Дома детям дают планшеты или смартфоны с той же целью: занять ребенка и освободить себе время для дел или отдыха.

В результате крошечные малыши, еще не научившиеся ходить и говорить, лихо двигают пальчиками по экрану, играя или включая-выключая что-то, им интересное.

Дети постарше тем более заинтересованы в гаджетах, часто просят их у родителей, чтобы поиграть. И проявляют недовольство, когда мама забирает игрушку, ставшую такой привычной.

К начальной школе многие дети уже давно имеют собственный смартфон или планшет, а те, у кого их нет, мечтают о приобретении. Годам к 11-13 те, у кого нет смартфона, могут подвергаться в школе насмешкам и буллингу.

В 15 начинают мериться дороговизной и «навороченностью» гаджетов, и порой от наличия или отсутствия крутого смартфона зависит самооценка подростка и его место в социальной группе.

Но эту ли цель преследуют родители, выбирающие «воспитание детей в духе времени»? А что говорят детские психологи?

Влияние гаджетов на развитие ребенка

Влияние гаджетов на развитие ребенка

Несмотря на наличие некоторых разногласий в среде специалистов, большинство сходится во мнении, что до 2 лет ребенку никакие гаджеты вообще не нужны. Ни для чего, включая развивающие занятия. И не только потому, что продолжительное вглядывание в экран, часто на слишком близком расстоянии, негативно влияет на глаза малыша. И даже не потому, что быстро вырабатывается привычка сидеть сгорбившись, сильно наклонив вперед голову, что тоже совершенно не полезно для осанки и позвоночника.

Привычка проводить время со смартфоном в руках мешает ребенку развиваться гармонично и правильно. Он играет в виртуальный мяч вместо обычного, реального. Не бегает и не прыгает, не развивает координацию движений, органы равновесия, глазомер, мышцы, связки, сердце, легкие.

Дети дошкольного возраста, проводящие много времени с гаджетом в руках, не умеют выполнять самых простых действий. Например, тот же самый мяч бросить в заданном направлении порой не могут, потому что их руки не развиты, участки мозга, отвечающие за управление руками — тоже.

Вряд ли надо напоминать, что от развития мелкой моторики рук зависит развитие мозга ребенка, его интеллект. А умение нажимать на кнопочки и «чиркать» пальчиком по экрану к мелкой моторике хотя и имеет отношение, но слишком однобокое.

Но и это еще не все.

В Калифорнии ученые провели эксперимент, давший интересные результаты. Одной из двух групп детей в возрасте до 8 лет дали смартфоны, а вторую отправили в лагерь без всяких гаджетов. 

Через пять дней участников протестировали. Оказалось, что те, кто пять дней резвился на свежем воздухе без гаджетов, намного лучше распознавали чужие эмоции и ярче выражали свои. А просидевшие все это время со смартфонами и сами плохо проявляли эмоции, и показывали неспособность распознавать чужие. То есть, возникла явная разница в способности коммуницировать в социуме.

В Великобритании Ассоциация учителей (ATL) обратилась к родителям с рекомендацией ограничивать время, которое дети в возрасте до 2 лет проводят со смартфонами в руках. Так как использование гаджетов приводит к тому, что впоследствии у детей возникают трудности с выполнением самых простых задач.

Комментарий эксперта
Сьюзен Адель Гринфилд, невролог
Сьюзен Адель Гринфилд, невролог

Даже в начальной школе некоторые ученики, ловко управляющиеся с планшетами, не способны играть ни с другими учениками, ни даже с кубиками, так как у них нет даже минимальных навыков координации, и такое простое действие, как поставить один кубик на другой, становится для них невыполнимой задачей. Не говоря уже о способности писать с помощью ручки.

Но координацией их проблемы не ограничиваются, так как они оказываются неспособны применять знания, полученные из учебников или на слух. Умение пользоваться планшетом отрицательно влияет на память ребенка, снижают его способность к концентрации внимания и способность мыслить структурно, выстраивая взаимосвязи. Дети учатся пользоваться поиском, не научившись формулировать вопросы.

Никто не говорит, что книга — хорошо, а современные технологии — плохо. Но необходимо находить оптимальный баланс между ними, чтобы не наносить вред развитию ребенка.​

По статистике, около 80% детей старше 6 лет активно пользуются смартфонами и планшетами. Нужно ли с этим что-то делать?

Дошкольный возраст: нужен ли телефон?

Дошкольный возраст: нужен ли телефон?

По мнению многих врачей и психологов — не нужен в большинстве случаев. Родители могут дать ребенку телефон, если он живет «на два дома», чтобы малыш мог связаться в любое время с другим родителем.

Как правило, первый собственный телефон ребенку покупают, когда он идет в школу. А в дошкольном возрасте малыш практически всегда под присмотром взрослых, и средство связи ему не нужно. А играть все-таки лучше с реальными развивающими игрушками, сверстниками или родителями. Это гораздо полезнее и для физического, и для интеллектуального, и для эмоционального развития.

Анкетирование родителей дошкольников выявило тревожную тенденцию: мамы и папы часто недооценивают потенциальный вред от использования детьми гаджетов. 

Судя по результатам опросов, к 6-7 годам более половины (от 60 до 80%) детей имеют собственный смартфон или планшет, тогда как в возрасте 2-3 свои гаджеты есть только у 10% детей. 

Эти цифры следует рассматривать в комплексе с другими показателями.

Дети 2-3 лет начинают капризничать, когда их лишают возможности играть со смартфоном, в 20% случаев. Шестилетки — в 100%. Младшая группа проводит с гаджетом в руках 1-2 часа в день, а большую часть их времени занимают игры «в реале», общение с другими детьми и с родителями, прогулки и т. д. Старшие дошкольники, как сообщают родители, проводят с телефоном 6-7 часов в день, то есть практически все свободное время. Это их главный, а часто и единственный интерес.

Родители признают, что гаджеты являются наиболее простым способом успокоить, отвлечь, занять ребенка.

Но говорить об одном только негативном воздействии смартфонов на развитие детей было бы совершенно неправильным. Полный запрет на использование гаджетов не пойдет ребенку на пользу. Ограничение не позволит детям сформировать правильное отношение к ним — как к средствам коммуникации и получения информации, а не только как к развлечению, которое всегда с тобой. Помогать правильному пониманию роли гаджетов в современном мире детям должны родители.

Комментарий эксперта
Евгений Комаровский, детский врач
Евгений Комаровский, детский врач

Общение с мамой и папой гораздо полезнее планшета. Ребенок должен сначала постигать основы устройства жизни, и только потом знакомиться с виртуальной реальностью, раннее знакомство с которой может повлиять не только на психику, но и на развитие координации движений, вызвать риск травматизма. Ребенку нужно не сидеть, уставившись в экран, а скакать и бегать, развивать двигательную систему, легкие, сердце, сосуды.

Никто не знает пока, к чему приведет раннее знакомство детей с гаджетами, раньше ни у кого такого опыта не было. Современные дети — участники эксперимента с непредсказуемым результатом.

Я против того, чтобы дети до 2 лет играли в компьютерные игры. После этого возраста время игр должно быть ограничено 1,5-2 часами в день, причем в несколько приемов. Иначе потом придется удивляться, почему ребенок не хочет ни есть, ни учиться, ни спать почему он плохо видит и плохо себя чувствует, и все, что его интересует — это игры в телефоне или на планшете.​

Телефон для школьника: какой выбрать

Первый телефон ребенка должен быть предназначен для связи с родителями и родственниками. Чем меньше в нем будет функций — тем меньше он будет мешать ребенку учиться и развиваться. 

  • Обычно достаточно простого кнопочного телефона без выхода в интернет. Такой аппарат обычно долго не требует подзарядки и не отвлекает ребенка от учебы.
  • Если родители решают не покупать новый телефон, а отдать ребенку свой смартфон, необходимо будет воспользоваться функцией родительского контроля и ограничить подключение к интернету. Возможно, через оператора мобильной связи.
  • Во многих смартфонах есть и другие полезные функции, позволяющие обеспечивать приемлемую степень безопасности ребенка. Но всего все равно предусмотреть не удастся, поэтому необходимо вместе с детьми выработать правила пользования гаджетами.
  • Дети должны знать, чем опасно безответственное отношение к личной информации, общение в сети с незнакомыми людьми разного возраста. Необходимо также научить ребенка поведению в ситуациях, которые могут возникнуть вне дома, если кому-то захочется отобрать гаджет. Дети должны помнить, что здоровье дороже вещей.
  • В доме должны быть помещения, куда вход со смартфоном остается под запретом всегда. Это спальня и кухня. Возможно, что и туалет тоже.

Давая детям в руки гаджет, родители должны помнить, что их воспитательные функции на этом не заканчиваются. Мама и папа обязаны оставаться для своих детей лучшими собеседниками, чем все на свете гаджеты. А для этого надо как можно чаще отодвигать в сторону свои дела и проводить время с детьми. Иначе юные покорители современных технологий отучатся доверять родителям, и смартфон станет для них лучшим другом и советчиком. А уж что он может насоветовать, лучше не проверять на собственном опыте…

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Траектории гаджетизации детско-родительских отношений: основные модели / Янак А. Л., Шорыгин Е. А. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2019. - №3

Проблема «взаимодействия» детей дошкольного возраста с мобильными устройствами / Ханова Т. Г., Семенова Е. В. // Госсоветник. - 2019. - №1

Формирование основ безопасного поведения при работе с интернет-средой у детей младшего школьного и подросткового возраста / Пучкова Д. А. // Вестник ГУУ. - 2015. - №11

The effects of text, audio, video, and in-person communication on bonding between friends / L.E. Sherman, M. Michikyan, P.M. Greenfeld // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. - 2013

Five days at outdoor education camp without screens improves preteen skills with nonverbal emotion cues / Yalda T. Uhls, Minas Michikyan et al // Computers in Human Behavior/. - October 2014