Ученые из Университета Торонто и Гарварда выяснили, когда у детей развивается недоверие к словам взрослых.
Дети учатся сами, наблюдая и экспериментируя. Они также учатся на том, что им говорят другие люди, особенно взрослые и авторитетные лица, такие как их родители и учителя. Когда дети узнают что-то неожиданное, они ищут дополнительную информацию, задавая вопросы или проверяя утверждения.
Предыдущие исследования показывают, что способность детей исследовать неожиданные утверждения взрослых зависит от возраста: дети старше шести лет более склонны искать дополнительную информацию, чем четырех- и пятилетние. Тем не менее, существует ограниченное количество исследований о том, почему дети ищут информацию в ответ на то, что взрослые говорят что-то неожиданное.
Новые исследования показывают, что с возрастом дети начинают более скептически относиться к тому, что им говорят взрослые. Это объясняет, почему дети старшего возраста с большей вероятностью пытаются проверить утверждения и более целенаправленно исследуют объекты. В рамках двух предварительно зарегистрированных исследований исследователи решили выяснить, исследуют ли дети удивительные заявления и почему.
Как выяснилось, в возрасте около 6 лет мотивация детей к исследованию меняется: младшие дети исследуют, потому что верят в то, что им сказали, и хотят увидеть удивительное событие, а старшие дети исследуют, потому что скептически относятся к тому, что им сказали. Эти данные свидетельствуют о том, что по мере взросления дети лучше осознают свои сомнения по поводу того, что им говорят взрослые, и в результате их исследование становится более преднамеренным, целенаправленным и эффективным.
«Мы еще многого не знаем», — сказал соавтор работы Сэмюэл Ронфард. — «Но ясно то, что дети не верят всему, что им говорят. Они думают о том, о чем им сказали, и если они настроены скептически, они ищут дополнительную информацию, которая могла бы подтвердить или опровергнуть это». Ранее ученые выяснили, что может помочь родителям преодолеть скептицизм у подростков.