04.02.2020 275

Как говорить, чтобы подростки слушали: тон голоса и особенный метаязык

Даже если ребенок вас слушает, то не факт, что он слышит. Хотя психологи утверждают, что родители склонны недостаточно общаться с детьми, сами дети могут поспорить: напоминаний и уговоров им обычно достается столько, что выход – начинать «фильтровать» родительский голос. Понятно, что разговоры по мнению психологов и указания «надень шапку» или «вынеси мусор» – совершенно разные вещи. Но проблемы шапок, мусора и уроков тоже надо решать. Как, если этот тинейджер не реагирует на тон и уверенно сообщает, что он ничего такого не слышал?

У ученых есть ответ. Они не поленились и провели несколько исследований о том, какой тон голоса подростки слышат лучше всего. Он совершенно не зависит от тембра или громкости! MedAboutMe рассказывает, как разговаривать с подростками, чтобы они вас услышали. Спойлер: со взрослыми людьми это тоже работает.

С грудничками на тон голоса взрослых влияют инстинкты

С грудничками на тон голоса взрослых влияют инстинкты

Представьте, что вы ласково разговариваете с малышом. В 99% из 100 ваш голос сам станет выше, а гласные буквы окажутся протяжными. «Какоое сооолнышко за окоошком. Пойдем же скорее гуляять!»

Это не кривляние или избыточное нежничанье. Такие изменения – следствие интуитивного понимания, как надо обращаться с маленькими детьми. Протяжные гласные помогают им лучше усваивать речь и быстрее начинать разговаривать, замедленное произношение преследует те же цели. Все – ради раннего развития. Ну а высокий тон малыши слышат лучше и не опасаются так, как низкого голоса – это уже влияние врожденного инстинкта, требующего быть ближе к матери.

Забавно, но этот же инстинкт заставляет нас «сюсюкать» при обращении к прочим детенышам и мелким млекопитающим. Но протяжные гласные в таком общении исчезают: те же инстинкты подсказывают, что как кошку ни учи, говорить она не начнет.

Подросшие дети и родительский голос

Когда ребенок уже уверенно освоил речь, интонации взрослых изменяются: в грамматическом обучении больше нет нужды. Но у детей появляются яркие эмоциональные реакции на тон голоса взрослого. Причем реакции сохраняются даже у взрослых людей, но их, в отличие от подростков в пубертате, намного реже приходится принуждать надевать шапку или делать домашнее задание. Как это все работает?

В исследовании специалистов из университета Кардиффа участвовало более тысячи подростков 14-15 лет, почти поровну мальчиков и девочек. Специально для них были записаны 30 фраз, например, «Пора собираться в школу», «Тебе сегодня надо прочесть эту книгу» и т. д.

Так как исследование первое, использовались только женские, «материнские» голоса посланий. Ученые уверены, что с отцами все будет работать точно также.

Все фразы были записаны с разными интонациями.

  • Первая – командно-контролирующая, доносящая смысл фраз с нажимом. «Тебе сегодня надо прочесть эту книгу» при таком произношении звучит, как «Иди уже наконец сядь и читай! Хочешь-не хочешь, сегодня будешь читать». Это подталкивание и принуждение к действию.
  • Вторая интонация – нейтральная. «Пора собираться в школу» звучит с ней примерно также, как голосовое напоминание.
  • Третья – автономно-поддерживающая. Такие интонации мы используем для поощрения и поддержки: «Слушай, тебе сегодня действительно стоит прочесть эту книгу».

Важно: слова во фразах-инструкциях были неизменными, менялся только тон голоса, интонационная составляющая.

После того, как подростки прослушали сообщения, они заполняли опросы о том, что они чувствовали бы, если бы мама с ними говорила конкретным тоном. 350 человек слушали все в контролирующем варианте, 350 – в нейтральном сообщении, и 350 – в поддерживающих интонациях.

  • Те, кто слышал контролирующий тон голоса, выражали более негативную реакцию на инструкции. Идти собираться в школу или читать книгу мало кто хотел с энтузиазмом. К концу прослушивания часть инструкций терялась, срабатывал «фильтр» на команды.
  • При нейтральном тоне тоже были негативные реакции, хотя несколько реже.
  • Как специалисты и предполагали, лучше всего подростки воспринимали тон поддерживающий. Исследование помогло доказать, что наши субъективные догадки действительно работают, причем со всеми подростками, а не с конкретной парой детей.

Авторы исследования пришли к выводу, что их результаты «свидетельствуют о том, что способ модуляции голоса говорящих при интонировании одних и тех же вербальных сообщений влияет на эмоциональные, реляционные и поведенческие реакции подростков.»

В планах – изучение физических реакций. В следующий раз ученые собираются замерять изменение частоты дыхания и сердцебиения в зависимости от интонаций голоса взрослого. И, скорее всего, опять окажутся правы: команды и указания будут вызывать стрессовые явления, поддающиеся измерению.

Использованные источники