Нейробиологи из Boston College обнаружили, что, начиная с 8 лет, девочки становятся менее настойчивыми в переговорах со взрослыми мужчинами, чем мальчики того же возраста.
В исследовании участвовали 240 мальчиков и девочек в возрасте от 4 до 9 лет. На первом этапе исследования дети должны были выполнить определенное задание. После этого они могли просить в качестве награды столько наклеек, сколько захотят, но экспериментатор-оценщик всегда принимал запросы на 2 наклейки и меньше и всегда отклонял запросы на большее их количество. Если запрос был отклонен, то переговоры переходили на следующий этап. На втором этапе оценщик объяснял детям правила ведения переговоров и рассказывал, как можно строить запросы так, чтобы подчеркнуть свои риски и оправдать повышенное вознаграждение.
В результате обнаружилась удивительная вещь. Дети обоих полов 4-7 лет вели себя в целом одинаково. Но к 8 годам и в более старшем возрасте девочки просили меньшее вознаграждение, если оценщик был мужчиной. Если же оценщик был женщиной, то чем старше были девочки, тем больше они просили наклеек. У мальчиков ни пол оценщика, ни собственный возраст не влияли на величину запроса вознаграждения.
При оценке настойчивости, связанной с продолжительностью переговоров, оказалось, что настойчивость девочек снижается с возрастом, если оценщик был мужчиной, но остается неизменной, если оценщик был женщиной. У мальчиков настойчивость тоже не менялась ни с возрастом ребёнка, ни с полом оценщика.
Ученые подчеркивают, что выявленный ими гендерный разрыв, возникающий уже в возрасте 8 лет, может лежать в основе разницы в заработной плате у мужчин и женщин, которая возникает, когда дети вырастают и идут устраиваться на работу, где им приходится договариваться о своем вознаграждении.
Пока непонятно, что именно определяет этот разрыв: социальный статус или гендерные стереотипы. Возможно, что полученные в ходе исследования результаты отражают общую динамику: люди, воспринимающие себя как часть группы с более низким статусом (а это в США представительницы женского пола любого возраста), всегда меньше просят у лиц, которые воспринимаются ими как часть группы с более высоким статусом (это взрослые мужчины).