Немецкие ученые из Concordia's Centre for Sensory Studies обнаружили, что люди с дислексией используют более сложный и мало эффективный способ получения визуальной информации по сравнению с обычными читателями.
О том, что движения глаз при чтении у людей с дислексией отличаются от движений глаз обычного человека, было известно давно. Также известно, что скорость чтения у дислексиков существенно ниже нормы.
Ученые использовали несколько показателей для анализа движений глаз при чтении: фиксации (длительность остановки взгляда), саккады (длина прыжка взглядом с одной точки на другую), подсчет количества прыжков. Ранее в исследованиях дислексии эти показатели рассчитывались для одного предложения. В своем исследовании немецкие ученые использовали для анализа стандартизированные тексты из нескольких предложений. Целью исследования было ответить на вопрос: что лежит в основе дислексии – когнитивные или неврологические проблемы?
Всего в проекте были задействованы 35 студентов бакалавриата с диагнозом «дислексия» и 38 обычных студентов, вошедших в контрольную группу. Оказалось, что дислексики читают всегда намного медленнее обычных читателей. В некоторых случая скорость чтения у них была в 3 раза ниже, чем скорость чтения у самых быстрых читателей из контрольной группы.
Анализ полученных данных показал, что эта разница в скорости чтения была вызвана не более длительной обработкой визуальной информации, а была напрямую связана с движениями глаз. Дислексики при чтении текста делали паузы, чтобы усвоить прочитанную информацию, однако у них не было никаких проблем с оценкой слов в контексте предложения. Как объясняют исследователи, люди с дислексией читали так же, как дети, которые учатся читать. У нормально читающих взрослых нет таких пауз и лишних движений глаз.
Ученые приходят к выводу, что решение проблемы дислексии надо искать не только в когнитивном поле, но и в чисто техническом подходе – меняя параметры текстов, чтобы можно было упростить его визуальную обработку.