28.02.2020 210

Проблемы с обучением не связаны с отдельными областями мозга

Ученые из University of Cambridge считают, что проблемы с обучением связаны не с конкретными областями головного мозга, а вызываются нарушениями связей между ними.

По разным оценкам, от 14 до 30% детей и подростков во всм мире испытывают довольно серьезные трудности с обучением, требующие от родителей, врачей и самих детей приложения дополнительных усилий. Речь идет о когнитивных и поведенческих проблемах. В перечень самых распространенных диагнозов входят дислексия, дискалькулия, задержка речевого и психического развития (ЗРР и ЗПР), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), диспраксия и даже расстройства аутистического спектра (РАС).

До настоящего момента ученые пытались идентифицировать определенные области мозга, нарушения в которых могли бы стать причиной перечисленных патологий. Однако каждый раз оказывалось, что в развитии того или иного синдрома задействовано множество участков мозга, и вычленить какую-то одну область не удавалось.

Исследователи выдвинули гипотезу, согласно которой не существует отдельных участков мозга, отвечающих за РАС, СДВГ или за дислексию. В эксперименте участвовала группа из 479 детей, 337 из которых имели различные нарушения когнитивных функций, связанные с обучением. Еще 142 человека таких проблем не имели и вошли в контрольную группу.

Многочисленные тесты и МРТ показали, что невозможно выделить какие-то конкретные области головного мозга, связанные со специфическими когнитивными проблемами. Зато обнаружилось, что мозговая активность у детей фокусируется вокруг "центров", которые связаны между собой в единую сеть. Дети, у которых эти связи были хорошо развиты или имели очень специфические, узкие когнитивные нарушения, такие как отсутствие навыка слушания, или не имели когнитивных проблем вообще. В то же время дети со слабыми связями между «центрами» мозговой активности страдали от разнообразных и обширных когнитивных нарушений.

Полученные данные меняют принципы диагностики и лечения таких состояний. Например, они доказывают бесполезность назначения лекарственных препаратов для терапии перечисленных патологий. Тот же риталин, который на Западе часто назначают детям с СДВГ, снижает гиперактивность, однако никак не решает проблемы обучения. Лекарства предназначены для конкретных типов нервных клеток, но мало влияют на организацию межнейронных взаимодействий.