Согласно новому интересному исследованию, обезьяны от природы склонны к риску не хуже людей, но когда учёные имплантировали им в мозг чипы, макаки стали гораздо более осторожными.
Команда исследователей из Киотского университета использовала вспышки света от имплантированных чипов, чтобы активировать два отдела мозга у макак.
Включение одной секции побуждало их идти на больший риск в надежде на большой выигрыш, в то время как включение другой секции приводило к тому, что животные соглашались на меньшую, но более надёжную награду. Это интереснейшее исследование дает представление о нейронных корнях игровой зависимости в конкретном отделе мозга.
Но прежде чем копаться в мозге, учёные выяснили, любят ли шесть обезьян вообще играть в азартные игры. Они научили макак смотреть на разноцветные пятна на экране, чтобы получить награду. В 90 процентах случаев обезьяна получала небольшое вознаграждение — низкий риск, низкая награда. Другие давали вознаграждение в 10 раз больше, но оно выплачивалось только в 10 процентах случаев — высокий риск, высокая награда. В подавляющем большинстве обезьяны выбрали места с высоким риском и высокой наградой. Подобно игрокам в казино, даже несмотря на то, что они проигрывали чаще, чем выигрывали, животные рисковали, рассчитывая на крупную выплату.
Затем команда попыталась выяснить, какие области мозга контролируют расчёт вознаграждения за риск. Выявленная исследователями область является частью области Бродмана в лобной доле обезьяны, которая состоит из десятков более мелких частей, связанных со всеми видами деятельности мозга, включая речь, слух и движение. У людей лобная доля участвует в формировании личности, планировании, организации и целенаправленном поведении.
Затем учёные проверили, могут ли они воздействовать на эту область мозга, чтобы «включать и выключать» склонность к азартным играм. Локальное редактирование генов в шестой зоне Бродмана сделало нейроны светочувствительными, активируясь в ответ на красный свет. После имплантации чипа учёные познакомили обезьян с новой видеоигрой, воссоздавшей ту же идею, что и первая, но с добавлением некоторых новых элементов. Это была простая игра, в которой обезьяны либо выбирали безопасный путь, чтобы собрать один банан, либо опасный путь, чтобы собрать целую связку бананов.
Когда нижняя часть 6-ой зоны Бродмана была освещена и активирована, обезьяны наращивали уровень риска, чаще выбирая опасный путь к большей награде. Но когда активировалась верхняя часть того же региона, животные стали более осторожными, выбрав более безопасный путь с меньшим выигрышем. Нейроны, идущие из области Бродмана, переносят дофамин в вентральную область коры, область, которая связана с зависимым поведением у людей.
«Это неожиданное открытие означает, что две соседние области лобной коры вместе регулируют отношение к риску конкурентным способом и могут как увеличивать, так и уменьшать стремление к риску», — пишут учёные. Ранее исследователи доказали, что у людей есть особые гены, которые повышают стремление рисковать и провоцируют зависимость от азартных игр – и эти гены могут наследоваться от родителей.