Группа американских антропологов и психологов из Washington State University, Harvard's Music Lab and UCLA считает, что появление в человеческой культуре музыки связано с войнами и укачиванием младенцев.
На данный момент существует теория, восходящая к Чарльзу Дарвину, согласно которой человек, по аналогии с другими представителями животного мира и птицами, использовал музыку для привлечения особей другого пола. Однако ученые считают, что данная теория ошибочна. Человечество любит слушать музыку компаниями и даже большими группами. А саму музыку исполняют представители обоих полов. Кроме того, если бы теория полового отбора работала в отношении музыки, то у мужчин бы преимущественно развивались великолепные музыкальные навыки, а женщины в большинстве своем обладали бы развитыми навыками слушания. В реальности же такой разницы между полами нет.
Теория о появлении музыки как способа формирования социальных связей тоже, по мнению экспертов, не работает. Это очень мало эффективный и весьма трудоемкий способ по сравнению с разговорами и совместными трапезами.
Исследователи во главу угла ставили аудиторию, считая ее ключом к пониманию музыки. Исходя из этого, они приходят к выводу, что музыка в человеческом обществе часто используется для формирования политических союзов. Военные танцы и оркестры, подчеркивающие синхронизацию музыкантов, предназначены для демонстрации мощи и силы коалиции.
Другая важная аудитория, получающая значимую пользу от музыки – это младенцы. Музыка для ребёнка – сигнал о том, что о нем заботятся, а также способ привлечения внимания, доказательство обращенного к нему внимания и маркер местонахождения взрослого.
Таким образом, основными эволюционными причинами появления музыки являются передача сигналов от родителей к детям и создание силовых коалиций.