Ученые из бизнес-школы при Университете штата Техас в Остине утверждают, что смартфон, находящийся в пределах видимости, негативно влияет на когнитивные способности человека (память, мышление, логика и т. п.).
В исследовании приняли участие 800 человек. От них требовалось сесть за компьютер и пройти серию тестов, требующих максимальной концентрации внимания. Тесты были призваны оценить когнитивные способности участников и, в частности, то, насколько мозг человека способен удерживать и обрабатывать данные в любой момент времени. Перед началом эксперимента все участники отключили телефоны. Но одни из них должны были оставить их в другой комнате, другие — в кармане, третьи — в сумке рядом со столом и четвертые — около себя на столе экраном вниз.
Оказалось, что лучше всех проходят тесты те люди, чьи смартфоны остались в другой комнате. Хуже всех — те, у кого телефон лежал на столе. Обладатели телефонов в карманах и в сумках прошли тесты лишь немного хуже, чем люди, оставившие их в другом помещении. Во второй части исследования ученые доказали, что чем более человек зависим от своего смартфона, тем хуже он выполняет тесты, если находится рядом со своим гаджетом.
Причина таких удивительных результатов — не вредное излучение гаджетов, а особенности человеческой психики. Присутствие смартфона как потенциального источника информации снижает имеющиеся у человека когнитивные способности и ухудшает его умение пользоваться собственными ресурсами. «Чем менее заметен смартфон, тем больше человек думает своей головой», — уточняет один из авторов исследования Адриан Уард (Adrian Ward). — Сознательно он не думает о телефоне, но часть ресурсов его мозга тратиться именно на то, чтобы не думать о нем. Это как утечка мозгов». Причем неважно, включен телефон или выключен: мозг активно занят тем, чтобы не взять и не включить его, хотя очень хочется.
Таким образом, ученые приходят к выводу, что смартфон в пределах досягаемости опасен даже не тем, что может отвлекать человека СМС-сообщениями и звонками – его можно выключить. Но даже выключенный аппарат, самое его присутствие ухудшает когнитивные способности его пользователя. Эта проблема особенно актуальна для школьников.