Ученые из Brown University опровергают популярное утверждение «То, что нас не убивает – делает нас сильнее».
В исследовании участвовали 1160 чилийцев. Опросы и обследования участников проводились в 2003 и 2011 годах – до и после одного из шести сильнейших землетрясений, произошедших в Чили, а также после цунами. На начальном этапе проекта, в 2003 году, ни у кого из испытуемых не было посттравматического расстройства (ПТСР) или большого депрессивного расстройства (БДР). После землетрясения 2010 года у 9,1% выживших было диагностировано ПТСР и у 14,4% – БДР.
Вероятность развития этих расстройств психики была выше у людей, которые ранее столкнулись сразу с несколькими серьезными стрессовыми факторами, такими как: тяжелые заболевания, травмы, смерть близких, развод, безработица, проблемы с законом и др. Так, повышенный риск развития ПТСР появлялся при сочетании четырех и более таких факторов до катастрофы.
В отношении БДР наблюдалась несколько иная картина. Каждый стрессовый фактор, имевшийся до катастрофы, повышал риск развития БДР после нее, и каждый дополнительный стресс повышал вероятность заболевания.
Ученые считают, что те же самые выводы можно использовать в отношении пандемии COVID-19. Наблюдения показывают, что более высокий уровень заболеваемости и летальных исходов от COVID-19 наблюдается среди людей, которые и до пандемии находились в более стрессовом состоянии – например, имели ограниченные финансовые возможности и нестабильную работу. И они же чаще страдают от серьезных расстройств психики, развивающихся на фоне пандемии.