Американские психологи из Нью-Йоркского университета проверили теории И.Канта о красоте и продемонстрировали, что для понимания прекрасного действительно нужно думать о нем.
В исследовании приняли участие 62 человека. Им предлагалось рассматривать изображение, мять плюшевого мишку или сосать леденец. Изображения были разные: некоторые красивые, часть — просто симпатичные и приятные на вид, а часть — нейтральные (изображение стула из каталога мебели или рулона ткани). Степень ощущения прекрасного всех объектов и изображений следовало оценивать по четырехбалльной шкале.
На втором этапе эксперимента испытуемые делали то же самое. Но параллельно они должны были выполнять еще одну задачу: прослушивать серию букв и нажимать кнопку, если они слышали эту же букву за две позиции до того. Такая задача требует немалой концентрации внимания.
Анализ полученных оценок объектов и изображений показал, что реакция испытуемых на некрасивые изображения никак не изменилась. А вот степень красоты в глазах смотрящих во второй части эксперимента, когда они вынуждены были отвлекаться, значительно снизилась.
Таким образом, психологи приходят к выводу, что Иммануил Кант был прав, и что для ощущения красоты необходимо интеллектуальное усилие со стороны человека. При этом философ также утверждал, что чувственные удовольствия не могут быть красивыми. Это заявление Канта не подтвердилось: 30% испытуемых испытали ощущение прекрасного, когда щупали мягкого мишку или ели конфету. Удивленные исследователи поинтересовались: что же в этих процессах красивого? Оказалось, что конфета, например, была отражением позитивных воспоминаний о детстве.
«Прекрасными могут быть самые разные объекты — не только творчество, но даже леденец. Но для получения максимального удовольствия от красоты следует всецело сосредоточиться на ней», уточняет одна из авторов исследования Энни Брильманн (Aenne Brielmann).