Ученые из College of Public Health and Health Professions при University of Florida рекомендуют врачам просить пациентов повторить выданные им рекомендации по лечению.
Известно, что пациент запоминает только 10% и менее того, что сообщил ему врач. Это новая для больного информация, и в большинстве случаев он просто не в состоянии сразу ее усвоить. Как вариант, врач должен попросить больного пересказать ему услышанное, повторить рекомендации, озвученные врачом – этот метод называется «обратным обучением».
Ученые проанализировал данные о более чем 2,9 тысячи взрослых пациентов с диабетом, в том числе и результаты наблюдений за общением их с врачами. Через год наблюдений исследователи пришли к выводу, что пациенты, которые общались с врачом и использованием метода обратного обучения, на 20% реже страдали от осложнений, вызванных их болезнью, в том числе и от патологий сердца, почек и глаз. Они также реже попадали на больничную койку.
Таким образом, эффективность метода обратного обучения доказана. Однако только четверть пациентов в США имеют опыт общения со своими врачами. Исследователи предполагают, что у врачей может быть недостаточно времени для работы с пациентами во время приема, также медики могут скептически относиться к самой идее попросить больного пересказать озвученные ему рекомендации – им может казаться, что это будет выглядеть как разговор с пациентом свысока.