Ученые из Института аллергии и иммунологии в Ла Хойлла (штат Калифорния, США) обнаружили, что у потомства, получившего от матери иммунитет к лихорадке Зика, развивается более тяжелая форма лихорадки денге.
И вирус Зика, и вирус денге относятся к одному и тому же семейству флавивирусов, которые в основном встречаются на границе тропиков и субтропиков. Известно, что женщины, которые во время беременности переболели лихорадкой Зика, часто рожают детей с микроцефалией. В то же время лихорадка денге в тех же краях в подавляющем большинстве случаев протекает легко и больше напоминает грипп. Только в редких случаях развивается тяжелая геморрагическая форма болезни, которая может привести к смерти человека.
В ходе экспериментов на мышах при разработке вакцин против вируса Зика ученые получили животных с приобретенным от своих матерей иммунитетом к данной инфекции. То есть, такие мышата имели в своей крови антитела к вирусу Зика, которые защищали их от заболевания. Но оказалось, что именно у обладателей данных антител развивается та самая, убийственная, тяжелая форма лихорадки денге – по сути, защита от одной инфекции повышала уязвимость перед другой.
Речь идет о феномене антитело-зависимого усиления инфекции: антитела к вирусу Зика распознают также родственный и сходный по структуре вирус денге. Они связываются с ним, но не могут ни нейтрализовать его, ни полностью инактивировать. Более того, такие вирус-связанные антитела облегчают проникновение вируса денге в клетки организма, что не только не блокирует инфекцию, но даже способствует ее распространению и развитию более тяжелой формы болезни.
Полученные данные крайне важны для разработчиков вакцин. Сегодня существует вакцина против лихорадки денге, а препараты против вируса Зика находятся в разработке, и еще ни один из них не получил одобрения FDA. Большинство флавивирусных вакцин должны активировать процессы выработки антител к соответствующим вирусам. В данном случае речь должна идти о создании вакцины, которая будет одинаково эффективно работать против обоих вирусов.