О важности коммуникативных навыков говорят все: они важны для выстраивания продуктивных рабочих взаимоотношений, обретения друзей, формирования круга общения. Но как понять, что вам нужно поработать над развитием этих навыков? 5 признаков, которые говорят о том, что с вами трудно общаться, и как это исправить — в нашей статье.
1. Вы считаете собеседников глупыми
Майкл Шофилд, известный британский преподаватель, специализирующийся на коммуникативных навыках и развитии эмоционального интеллекта, рассказывает, что слишком часто мы уверены, что люди, с которыми мы общаемся, имеют такой же уровень понимания обсуждаемого предмета, и что их восприятие ситуации такое же, как и наше. Но когда человек видит, что его не понимают, он всем своим видом показывает, что считает своего собеседника глупым. Очевидно, что общаться с таким человеком трудно.
Майкл Шофилд даёт совет: будьте проще! Вы можете быть первоклассным специалистом в обсуждаемом вопросе, но ваш собеседник не обязан им быть, и это не делает его глупым.
2. Вы легко раздражаетесь
Каждый человек время от времени чувствует себя раздражённым, но если вы легко раздражаетесь во время любой беседы, не можете контролировать свою вспыльчивость, то это будет вредить и вашим личным, и профессиональным отношениям, ведь вряд ли кто-то захочет общаться с человеком, который не может вести конструктивный диалог.
Психотерапевт Эми Морин советует признаться самому себе, что вы слишком раздражительны. По её словам, отрицание этой проблемы только ухудшит ситуацию: вы будете продолжать обвинять других, что это они слишком чувствительны или обидчивы, и тем самым продолжите отталкивать от себя людей. Называя свои чувства, вы можете значительно снизить их интенсивность.
Вы можете даже оценить свою раздражительность по шкале от 1 до 10. Одно исследование показало: когда люди оценивали свой гнев по такой шкале, их физиологические симптомы (повышенное сердцебиение и давление, потливость) уменьшались, и они чувствовали себя спокойнее.
Поэтому найдите минутку, чтобы назвать свои эмоции, когда вы чувствуете раздражительность, советует эксперт. Вы заметите, что сразу начнёте чувствовать себя немного лучше. Как ещё можно справиться со вспыльчивостью? Эми Морин советует следующее:
- Практикуйте технику глубокого дыхания. Несколько глубоких вдохов и выдохов помогут вам успокоиться.
- Сделайте перерыв. Если вы чувствуете, что уже не контролируете свои эмоции и вот-вот сорвётесь на крик, просто прервите беседу. Вы можете выйти на свежий воздух, выпить воды или послушать любимую песню — это поможет вам отвлечься и успокоиться.
- Будьте активны. Если вы заметили за собой постоянную раздражительность, то справиться с ней может помочь умеренная физическая активность. Исследования показывают, что она способствует уменьшению вспыльчивости, помогает справиться со вспышками гневами. Но будьте осторожны: интенсивные физические нагрузки, как показывают исследования, могут только усилить эти проявления.
3. Говорите только вы
Майкл Шофилд отмечает, что многие люди считают, что общение — это улица с односторонним движением и возможность навязать свои взгляды ничего не подозревающему миру. По его словам, общение с такими людьми — это не диалог, а монолог, причём часто они навязывают своё мнение и указывают, что люди должны делать. Эксперт поясняет, что для хорошей, успешной коммуникации необходимо не только говорить, но и слушать.
Он добавляет: когда вы начнёте прислушиваться к мнению других людей, искренне их слушать, вы увидите, что они также начнут прислушиваться к вам, когда вы будете делиться своими мыслями.
4. Вы постоянно спорите
Отстаивать свою точку зрения, дискутировать — это может быть интересным и вдохновляющим. Но не стоит устраивать словесные баталии каждый раз, когда кто-то не согласен с вашим мнением.
Как объясняет Хейли Шафир, лицензированный консультант по психическому здоровью, есть люди, которые выбирают агрессивный стиль разговора, начинают спорить по любому поводу. Такое поведение обычно исходит из подсознательной потребности человека быть правым или превзойти собеседника. По словам эксперта, общение с такими людьми эмоционально истощает, а потому их начинают избегать.
Психотерапевт Пэт ЛаДусёр советует следующее. Если вы чувствуете, что ситуация накаляется и лёгкий спор перерастает в конфликт, то сделайте перерыв — это позволит вам остыть. Не стоит повышать голос, начинать приводить доказательства своей правоты, словесно нападать и тем более обзывать. Помните, что никто не идеален, и важно уважать чувства друг друга, советует эксперт. Чтобы завершить спор, лучше сказать: «Мне нужно время подумать об этом» или «Возможно, вы правы». Это покажет, что вы готовы к компромиссу.
5. Вы всё время жалуетесь
Возможно, вам нравится думать о себе как об оптимистичном человеке, говорит Сьюзен Краусс Уитборн, почетный профессор психологии и наук о мозге Массачусетского университета. Однако один за другим все, кроме самых близких, начинают отдаляться от вас. Прежде чем вы броситесь жаловаться на то, насколько они бесчувственны, подумайте: может быть, они начали избегать вас, потому что уже не хотят слышать ваши бесконечные сетования на жизнь?
Эксперт советует следующее. Если вам хочется пожаловаться, сначала оцените степень вашей проблемы: настолько ли она большая, как вам кажется? Будет ли это иметь для вас значение через час, день, неделю, месяц? Возможно, ваша проблема — всего лишь раздражающая мелочь, которая не оказывает значительного влияния на вашу жизнь.
Если перечисление всего негативного в вашей жизни уже стало привычкой, начните практиковать благодарность — даже можно начать вести дневник. Каждый день записывайте хотя бы одну вещь, даже самую маленькую, за которую вы благодарны. Такой позитивный взгляд войдёт в вашу привычку и отучит постоянно жаловаться.
Если проблема действительно серьезная, эксперт советует выбирать правильных людей, с которыми можно поделиться — например, близкая подруга, родственник. Но она не советует жаловаться, например, в социальных сетях, во время праздника, в компании малознакомых людей — это только оттолкнёт их от вас.
Коммуникабельность — навык, влияющий на качество нашей жизни в социуме в целом. Без него невозможно построить доверительные личные отношения, быть успешным как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Умение общаться обогащает человека эмоционально, спасает от одиночества, дарит радость и поддержку, позволяет проявиться талантам, открывает двери в различные сферы. Как понять, что общение не приносит плодов и исправить это? С помощью обратной связи от окружающих можно понять, что не так, и скорректировать положение.
Признаки, что с человеком трудно общаться:
- Неумение поддержать диалог. Отсутствие обоюдной вовлеченности в беседу. Один из собеседников активный, другой пассивный. Если это не связано с отсутствием заинтересованности, возможно, причина в неуверенности в себе. Как исправить: развивайте коммуникативные навыки, прокачайте технику активного слушания и применяйте её в беседе. Работайте над уверенностью в себе, репетируйте заранее, слушайте свой голос, записанный ранее. Применяйте осознанность: смещайте фокус внимания с волнения на контент, на важность донести свою мысль.
- Отсутствие эмпатии. Оппоненту важно быть не только услышанным, но и понятым. Если вы абсолютно не реагируете, создается впечатление в ненужности общения, оно начинает тяготить. Как исправить: присоединяйтесь эмоционально, используйте речевые конструкции — например, «Понимаю, я бы тоже чувствовал…», «Могу себе представить…».
- Отсутствие невербальных сигналов. Это делает общение жёстким и непродуктивным, как будто общаешься со стеной. Исчезает сам контакт присутствия. Как исправить: включайте ободряющие жесты, кивки, подкрепляйте общение улыбкой. Избегайте закрытых поз, напряженности в лице, в теле, отвлекающих приёмов (телефон, компьютер). Кстати, во время общения по телефону собеседник обязательно почувствует улыбку и воспримет это как знак расположения и вежливости. Если общение носит личный характер, всегда обращайтесь к человеку по имени — так, как он вам представился. Это позволяет проявить уважение и создаст ощущение, что вы на одной волне и лучше поймёте друг друга.
- Непринятие чувств другого человека. Демонстрация негатива и агрессии не способствует эффективной коммуникации. Может разрушить связи и отношения, закрепить ярлык нерукопожатности. Вам не близки мысли, чувства собеседника, сложно удержаться от реакции? Как исправить: подключайте осознанность, разделите факты и эмоции. Не переходите на личности, ведь уважение и культура — это вечные ценности общения.
Использованы фотоматериалы Unsplash