Когда ребёнок заканчивает детский сад, родители готовят его к школьному обучению. Часто в эту подготовку входит организация дополнительных занятий, обучение ребёнка навыкам письма, чтения, счета. Психологи считают, что самый оптимальный возраст для начала школьного обучения — 7 лет. Иногда взрослые спешат записать ребёнка в первый класс раньше, чем он достигнет этого возраста. Причины, которыми, при этом руководствуются родители, могут быть следующими:
- вместе с ребёнком в школу идут его друзья, знакомые ребята, дети из группы детского сада, в которую он ходил;
- ребёнок уже умеет читать и писать;
- малыш растет очень развитым и одаренным;
- ребёнку интересно общаться с ребятами постарше, со сверстниками ему скучно;
- будущий первый класс набирает грамотный, хороший учитель.
Все эти причины достойны того, чтобы их рассматривали и учитывали. Однако, у раннего школьного обучения есть другая, отрицательная сторона. Почему не стоит спешить делать из ребёнка ученика в 6 лет и даже раньше — читайте в этой статье.
Ребёнок — не «все дети»
Иногда родители, записывая ребёнка в первый класс, руководствуются опытом окружающих людей, их желаниями и целями. «Сейчас все дети развиты не по годам» — говорят они — «Поэтому, чем раньше начнется школьное обучение, тем лучше». Следует задаться вопросом: кому будет лучше в данном случае? Точно не ребёнку, который, очень часто, не готов в эмоциональном плане становиться учеником. Родители, отдавая его в школу раньше времени, бессознательно хотят испытать гордость за то, что их ребёнок одаренный, умный, развитый не по годам.
Не стоит руководствоваться этим мотивом. Вместо этого нужно присмотреться к дошкольнику — чем ему нравится заниматься? Как он относится к инструкциям взрослых? Владеет ли своими чувствами и поведением? Перед поступлением в школу нужно обязательно пройти тестирование у психолога на наличие психологической и интеллектуальной готовности. Его результаты позволят определить индивидуальные особенности ребёнка, опираясь на которые родители смогут принять верное решение — отдавать ребёнка в школу раньше времени или подождать.
Дети лишаются детства
Знакомство со школой вносит коррективы в жизнь ребёнка — он привыкает к новым правилам, требованиям, в нем развиваются качества характера, присущие взрослому человеку. Ученик успешно справляется с личностным и жизненными изменениями, если его детская пора завершается сама собой, с наступлением сознательно возраста. Пытаться приучить малыша к школьной жизни, когда он еще не готов к взрослению и ответственности — это значит забрать у него часть детства. Какие последствия это имеет для ребёнка? Он станет сопротивляться раннему школьному обучению через нежелание учиться, лень, конфликты с учителем и сверстниками, непонимание учебного материала.
Для того чтобы стать успешным учеником — ходить в школу с удовольствием — ребёнок должен вдоволь наиграться и самостоятельно завершить свою детскую роль. В обратном случае, он будет делать это на уроках — баловаться, мечтать об игрушках и улице, может возникнуть стойкая неприязнь к учебному процессу.
Отсутствие эмоциональной готовности
Ребёнок может обладать необходимыми навыками, однако, если у него нет психологической готовности идти в первый класс, он не сможет учиться с радостью и воспринимать новую информацию. Понять, что эмоциональная готовность не сформирована, можно с помощью специальных психологических тестов, которые проводит специалист. Существуют признаки в поведении ребёнка, по которым родители тоже могут увидеть это:
- ребёнок не наигрался. Его интерес к учебному материалу является неустойчивым;
- он не отпускает от себя мать или отца, не может оставаться в одиночестве;
- плохо ладит со сверстниками — обижается, не имеет друзей, проявляет агрессию;
- плохо понимает, что такое ответственность, самостоятельность — его обязанности за него выполняют родители;
- не умеет организовывать свою деятельность самостоятельно.
При наличии у будущего ученика нескольких признаков, не стоит торопиться отдавать его в первый класс.
Дети не спешат в школу
Иногда взрослые переживают, что ребёнку будет хуже, если он посидит год дома, закончит подготовительную группу детского сада, пойдет в школу в 7 с лишним лет. Стоит отметить, что у детей таких мыслей нет, однако то, что они гораздо лучше будут себя чувствовать в школе, когда все их психические и интеллектуальные процессы будут к этому готовы — это факт.
Влияние негативного опыта
Некоторые родители полагают, что, если они раньше отдадут ребёнка в школу, это научит его справляться с трудностями, станет для него стимулом «тянуться» за старшими одноклассниками. На самом деле, ребёнку в шестилетнем возрасте, если он не готов учиться, в школе приходится сталкиваться с такими проблемами, которые он, часто не знает, как решить. Ему приходится делать то, к чему он еще не способен, справляться с критикой учителя, оправдывать ожидания родителей. В случае неудачи дети чувствуют себя хуже, чем другие, их самооценка снижается. На фоне этих отрицательных эмоций, интерес к учебе пропадает, ребёнок все чаще отказывается ходить школу, делать уроки.
Когда ребёнок идет в первый класс в полной «боевой готовности» — при наличии эмоциональной и психологической зрелости — он хорошо справляется с заданиями, которые дает учитель, ему интересно получать новые знания. Все это создает на уроках ситуацию успеха, в которой ему приятно находиться. Благодаря этому мотивация повышается, положительный опыт собственных достижений закрепляется, ученик верит в себя.
У ребёнка повышается тревога
Если не учитывать эмоциональную неготовность ребёнка и отдать его в первый класс, могут возникнуть сложности, с которыми, позже, будет очень трудно справиться. Так, дети часто нарушают дисциплину в классе, потому что им физически сложно сидеть долгое время, занимаясь напряженной мыслительной деятельностью. Не имея высокой мотивации к обучению и интереса к информации, они могут провоцировать одноклассников на ссоры и конфликты. Отношения с учителем от этого портятся. Маленькому ребёнку трудно постоянно держать в голове то, что он должен все время слушаться учителя — он еще живет в дошкольном детстве, где правят свобода, спонтанность и исполнение желаний. В ответ на это взрослые — родители и учителя — пытаются повлиять на ученика. Они давят, заставляют, поучают. В результате этого детская тревога возрастает и тогда школьник озабочен не тем, чтобы хорошо учиться, а тем, чтобы оставаться для своих родителей любимым и нужным.
На вопрос, отдавать ли ребёнка в школу с 6 лет — нет однозначного ответа. Существуют примеры, когда такой опыт был успешным. В любом случае, родителям не стоит торопиться, нужно взвесить все «за» и «против», опираться на особенности развития ребёнка и результаты психологического тестирования.