Для развития речи важно, чтобы ребёнок слышал чистую, грамотную речь, чтобы вокруг него была хорошая обогащающая среда, тогда будет создаваться насыщенный словарный запас родного для ребёнка языка и он будет активно его использовать. Организовать такую среду для общения можно не только (и не столько) на развивающих занятиях, сколько в обычной жизни. Расскажем, как это сделать в условиях недостатка времени для специальных занятий, подскажем эффективные упражнения, которые можно использовать практически в любое свободное время — для работающей мамы важно использовать рационально каждую минуту, проведенную с малышом.
Создайте богатую речевую среду
Когда малыши до годика еще не говорят, мамы активно с ними общаются, комментируют каждое свое действие — и это очень правильно! Когда малыш начинает говорить, не стоит оставлять эту благодатную привычку — сопровождайте речью свои действия, точно называйте признаки предмета, их свойства. Например, когда одеваете ребёнка, проговаривайте, на какую ручку одеваете рукав, правую или левую. Вытираете ребёнка полотенцем после вечернего душа, обратите внимание, какое полотенце у вас мягкое, беленькое, да пушистое.
До трех лет наиболее интенсивно закладывается словарный запас ребёнка (как активный, так и пассивный), формируется речь. И все, что малыш слышит вокруг, впитывает как губка. Причем установлено, что гораздо лучше он усваивает обращенную к нему речь взрослых. Аудиосказки, «фон» телевизора или радио воспринимаются гораздо хуже. Больше общайтесь с малышом лично при любой возможности!
Ученые утверждают, что нарушения развития речи развиваются чаще у малышей, которые растут в семьях с высоким уровнем эмоционального напряжения, когда с ними мало общаются, только «по делу», «сухими», не окрашенными эмоционально фразами. Значительным фактором риска также является депрессия у матери, когда ей физически трудно много говорить, да еще в позитивном ключе.
Используйте обобщающие понятия
Дети старше трех лет способны понимать и использовать в своей речи абстрактные обобщающие понятия — фрукты, ягоды, мебель, столовые приборы, обувь, одежда, животные домашние и дикие и так далее.
Такие слова должны употребляться родителями почаще: специальные исследования показали, что ребёнок лучше их усваивает, если ими активно пользуются родители и окружающие взрослые.
Примеры, как можно вводить обобщающие понятия в повседневный лексикон: «Положи, пожалуйста, свою одежду на свое место! Как ты думаешь, какую посуду нужно расставить для завтрака? Отгадай, какие фрукты я купила для нас в магазине? Скажи, из каких ягод сварен компот?»
При этом, конечно, стоит стремиться, чтобы ребёнок не автоматически запоминал и воспроизводил взрослые слова, а делал собственные выводы, сравнивал и анализировал поступающую информацию. Как этого добиться? Путем анализа, сравнения предметов, нахождения сходства и отличий.
Сравнивайте вместе с ребёнком предметы друг с другом
Задайте ребёнку вопрос и обсудите вместе, чем похожи друг на друга овощи: все они употребляются в пищу, они съедобны для человека и их любят животные (например, морковка для зайчика), их выращивают на грядке в огороде. А когда родители принесут разные овощи из магазина, разберите, чем разные овощи отличаются друг от друга: обсудите размер, гладкая или шероховатая поверхность у плода, цвет, форма, вкус. Поговорите, чем отличаются фрукты и овощи: фрукты сладкие, а из овощей делают рагу, супы и т. п.
Поиграйте с ребёнком, выложите на кухне разную посуду, пока будете готовить еду и схожим образом поговорите, какие отличия или общие свойства имеются у кастрюли, сковороды и тарелками, ложками.
На прогулке сравнивайте транспорт (автобус и машину), деревья (ель и березу), одежду малышей (чем отличаются комбинезон и курточка? Курточка закрывает спинку и ручки, комбинезон тоже закрывает спинку, но он прикрывает ножки.)
Такие задания на сравнения развивают не только речь, но и внимание ребёнка, мыслительную деятельность, улучшают восприятие.
Важным элементом развития речи малыша является побуждение к ответу на вопрос «Какой?», задавайте его почаще. Пусть малыш самостоятельно подбирает прилагательные к игрушкам (мягкая, пушистая, красная), одежде (шарф теплый, колючий, полосатый) и прочим окружающим вещам и явлениям.
Обеспечьте регулярные речевые «тренировки»
В любом обучающем занятии важны последовательность, постепенное увеличение нагрузки и систематичность проводимых занятий.
Когда малыш только-только начинает строить свои предложения из трех, четырех или пяти слов, используйте правило «активного слушания», помогайте ребёнку озвучивать собственные эмоции (для маленьких детей это сложно, сказать, что он огорчен или очень рад), задавайте наводящие вопросы «С чего все началось? Что ты сказал? А что мальчик тебе ответил? Ты расстроился? Что произошло дальше? И чем все закончилось?» и предлагайте начала фраз «Мы начали читать книжку о… Мы играли на улице в... Мне очень понравилось, как… Я огорчился, когда…» Постепенно малыш будет запоминать опорные, вводные конструкции предложений, будет их использовать и научится строить свои высказывания.
Когда ребёнок становится старше и уже способен рассказать о происходивших с ним событиях, пользуйтесь такой возможностью и спрашивайте, как прошел его день — что его порадовало больше всего, может быть, что-то огорчило, с кем он сегодня играл и что нового узнал. Вечером перескажите вместе с малышом папе события дня, самое интересное. Так малыш научится не только рассказывать о событиях из личного опыта, но и рассуждать, излагать свои мысли понятно для собеседника, последовательно, связно и понятно.
Даже если рассказы будут очень короткими, это очень полезное упражнение. Попробуйте усложнить задачу и написать под диктовку письмо бабушке, пусть малыш расскажет о самых сильных впечатлениях своего дня, а вы их будете записывать. Малыш волей-неволей будет более тщательно выбирать слова.
В утренние часы попросите рассказать, что ребёнку приснилось, спросите, как бы он хотел провести время на выходных с родителями, помечтайте вместе об интересной прогулке в детский театр, зоопарк или цирк.
Узнайте у ребёнка, какие игрушки он хочет взять с собой на прогулку, во что он любит играть, а какие игрушки ему не очень импонируют. По дороге выясните, чем он хотел бы заняться в детском саду или в гостях, у бабушки или дедушки. Стимулируйте ребёнка рассказывать о событиях собственного дня — и слушайте, подбадривайте, помогайте, где это необходимо!
Не повторяйте ошибки малыша
Это способствует их закреплению в памяти. Повторите несколько раз правильный вариант, интонацией выделите правильное окончание. Ребёнка пяти-шести лет уже можно попросить исправиться самому «Ты ошибся, поправь сам свою ошибку!»
Играйте с малышом в загадки и рифмы
Во время приготовления ужина, на прогулке, по пути в детский садик, то есть, при любой предоставившейся возможности играйте с малышом в речевые игры. Ребёнку около четырех лет можно предложить загадки с использованием сравнения, «Желтый как… (солнышко!), но не солнышко. Пищит, как… (резиновая уточка!), но не игрушка. А еще он очень пушистый как (снег!), нет, не снег и не вата. Кто же это? (Цыпленок!)»
Дети любят заканчивать рифмы, и этим можно воспользоваться: «Где ты, Зоенька, гуляла? (Ой, цветочки собирала) Где ты, заинька, скакал? (Свою маму я искал!)» Помимо развития чувства ритма, эти игры вырабатывают языковое чутье.
Когда вы читаете книги и видите интересные эпитеты, запишите их на красивых фишках! Создайте с ребёнком «волшебный» сундучок, куда вы будете складывать выражения классиков вроде «вьюга злилась», «дорога вьется змейкой», «туча занавесила все небо» и подобные. Периодически доставайте их и используйте в сказках собственного сочинения.
Развивайте не только мелкую, но и крупную моторику
Как высказалась педагог Татьяна Кислинская, гениальность располагается на кончиках пальцев. Но для успешного развития речи важны не только пальчиковые игры, но и в целом все подвижные игры, которые помогут ребёнку прочувствовать баланс тела, отработать координацию, взаимодействие с предметами (мячом, скакалкой, прыгательной резинкой, велосипедом и далее по интересам).
Как доказали неврологи в своих исследованиях, за произношение звуков, а именно, координацию работы мышц, использующихся в произношении, отвечает мозговая структура, мозжечок. И развивается он при активных действиях ребёнка. Играет ли он в подвижные игры, учится ли держать чашку или зубную щетку — важно все. Поэтому поощряйте ребёнка к активным физическим действиям и следите за тем, чтобы подросший малыш много двигался. Не случайно мамы выбирают в качестве дополнительных занятий спорт наряду с изучением иностранного языка и творческим кружком: физические упражнения способствуют гармоничному развитию личности, в том числе, и оптимальному становлению речи.