Когда подходит время поступления ребёнка в детский сад, начинаются волнения и переживания родителей по поводу процесса адаптации, возможности частых болезней и проблем с больничными, а также различных трудностей в отношениях с воспитателями и детьми. Случатся ли подобные проблемы с вашим малышом, легко ли он сможет адаптироваться в коллективе? Естественно, когда ребёнок попадает в новую для него обстановку и окружение — это сильный стресс. Но переживания и сложности будут гораздо менее выраженными, если правильно подготовиться к столь волнительному событию. Сами родители должны настроиться на позитив, чтобы помочь в адаптации ребёнку.
Основные проблемы родителей
Зачастую детского сада боятся больше сами родители, нежели их малыши. Они постоянно обсуждают предстоящее событие, переживают и волнуются, и это волнение волей-неволей передается и малышу. Многие родители думают, что стоит отложить знакомство с социумом на более поздний срок, когда ребёнок подрастет, тогда его физическая и психологическая адаптация пройдет быстрее и проще. Это заблуждение. Проблемы адаптации будут возникать как у детей в яслях, так и в группе детского сада, а потом и в первом классе, если малыш не будет подготовлен к новым для себя событиям.
Нередко в младенчестве адаптация проходит гораздо быстрее, и дети в 1-3 года адаптируются гораздо быстрее и проще, чем малыш, который пошел в садик после трех лет. Переживают родители и по поводу того, как будет осуществляться присмотр за детьми, контроль их поведения и здоровья. Волнение вызывают возможные травмы и конфликты, вопросы гигиены и питания, а также отсутствие рядом родных людей — мамы и папы. Каким же образом поступить родителям, чтобы облегчить адаптацию ребёнка при начале посещения детского сада?
Начало посещения детского сада
Прежде всего, родители должны понимать, что далеко не всегда процесс адаптации у малыша проходит тяжело, многие из детей вполне быстро и легко привыкают к новым условиям, коллективу сверстников и режимным моментам, обстоятельствам и условиям пребывания. Самое основное, что важно знать родителям — это контроль их собственного эмоционального состояния. Если они сами внутренне не принимают необходимость детского сада для своего ребёнка, если они противники этого учреждения и вынуждены отдавать туда малыша из-за острой необходимости, кроха на уровне чувств и эмоций считывает эти негативные мысли мамы и папы. Он подсознательно воспринимает детский сад как нечто плохое, опасное и отрицательное, ничего хорошего от процесса адаптации в данном случае ждать не приходится. Ребёнок ежедневно будет уходить в детский сад со слезами и капризами. У него изначально на уровне подсознания заложена программа — это место опасное, его боятся даже родители!
Если же мама и папа настроены на посещение садика как важного этапа в социализации ребёнка, если они с младых ногтей готовят малыша к будущему посещению группы, адаптация пройдет намного проще и успешнее. Ребёнок заранее знает — детский садик это место, где много детей, игрушек и веселья, там заботятся, вкусно кормят и заботятся, пока родители на работе. Позитивные эмоции от будущего события уже сформировали у крохи позитивный настрой и восприятие садика. Это помогает проще пройти первоначальный период посещения детского сада, меньше болеть и с охотой приходить по утрам в группу и с радостью уходить из нее домой.
Как помочь ребёнку адаптироваться?
Для успешной адаптации ребёнка к идее скорого посещения детского сада нужна сначала адаптация взрослых. Они сами должны полностью осознать и принять этот факт с положительными эмоциями, которые затем они передают и своему крохе. Заранее нужно посетить выбранное учреждение (без детей), познакомиться с заведующей и воспитателями, определить режим пребывания и особенности питания в период адаптации. Каждый малыш имеет свой индивидуальный план в зависимости от особенностей здоровья, черт характера и общительности. Некоторые дети уже через неделю остаются на обед и дневной сон, а то и на полный день, а есть крохи, которые могут месяц посещать группу только до обеда и каждый день тяжело и со слезами расстаются с мамой. Оба варианта вполне нормальны — это индивидуальные реакции. Все инициативы ребёнка и его желание остаться на обед, на дневной сон или поиграть в группе подольше нужно только поощрять, это говорит о том, что адаптация проходит успешно.
Хотя в силу занятости или неудобства графика не все родители могут себе позволить адаптацию, нужно заранее выделить на нее время. Это будет полезно для ребёнка и его психики, а также соматического здоровья. Кроме того, малыш будет более уверен в родителях, которые понимают и поддерживают его, а не просто отмахиваются, оставляя ревущим на пороге группы и убегая на работу. Если адаптация проходит в состоянии стресса, это приводит к снижению иммунитета и болезням. Это еще больше затруднит адаптацию к детскому саду.
Что будет полезно для малыша?
Чтобы малыш максимально быстро и полноценно адаптировался к посещению детского сада, привык к режиму дня и питанию, не нужно торопить события и пытаться как можно скорее оставить его на весь день в группе. Важно настраивать ребёнка на посещение детского сада дома, максимально подстроить его домашний режим под садовский, а по утрам не делать из расставания целую трагедию, прощаться коротко и спокойно, четко озвучив тот факт, что родители придут за ним перед обедом (или после него), после сна или занятий. Крайне не рекомендовано пребывание в группе с малышом.
Чтобы воспитателям было проще общаться с малышом, нужно сообщить о его привычках и особенностях, возможных страхах или проблемах в общении. Это поможет в нахождении с ним общего языка и налаживании отношений между ним и коллективом. Всегда стоит подчеркивать позитивные моменты, которые ребёнку нравятся в детском саду — новые игрушки, друзья, прогулки, избегая разговоров о неприятных событиях. Это поможет сформировать в голове малыша положительный образ этого учреждения, что поможет в адаптации к новым условиям.