Если обычному человеку закрыть один глаз — он будет знать, что у него в реальности два глаза, но один из них закрыт. И даже если он потеряет зрение на один глаз — он не будет оспаривать тот факт, что глаз у него остался, но не видит. Но у людей встречается удивительное состояние, когда человек свято уверен, что утраченный орган — на месте, и с ним все в порядке. Более того, может так случиться, что само существование потерянного глаза будет казаться человеку полным абсурдом — нет и не было его вовсе.
Это состояние может проявляться в самых разных формах, а в основе его лежит неспособность человека к критической оценке своей проблемы — будь то анатомический, психический дефект или болезнь. Данный феномен носит название «анозогнозия», что в переводе с греческого означает «отрицание знания о своей болезни». MedAboutMe разбирался, кто такие — эти люди, которые умудряются совершенно не замечать свою проблему?
Болезнь незнания о болезни
В 1899 году, невролог из Австрии Габриэль Антон описал несколько случаев корковой слепоты и глухоты. Люди, перенесшие инсульт и полностью при этом ослепшие, считали себя зрячими. При передвижении они, конечно, натыкались на предметы, но утверждали, что это в комнате просто слишком темно. Тогда такое состояние получило название синдрома Антона.
А в 1914 году сходные случаи коркового паралича описал французский невролог Жозеф Бабинский. Его пациенты после инсульта частично утратили подвижность половины тела, но умудрялись не только не замечать этот факт — они вообще не осознавали наличие у себя второй половины тела, несмотря на то, что некоторые функции с ее стороны сохранялись. Данная патология была названа Бабинским «гемисоматоагнозия».
Со временем все подобные случаи стали объединять под названием «анозогнозия» или синдром Антона-Бабинского. Сегодня известно о широком спектре проявлений болезни, но в целом встречается она нечасто. Например, частота развития некоторых разновидностей анозогнозии сразу после инсульта, по разным данным, колеблется в пределах 17-28%. Но в течение трех месяцев с момента приступа ткани мозга достаточно восстанавливаются, чтобы в большинстве случаев анозогнозия исчезла. При болезни Альцгеймера на разных стадиях деменции анозогнозия встречается в 25% случаев и чаще.
Анозогнозия и психика
Сегодня ученые считают, что анозогнозия может проявляться в разных формах, причем эти формы могут быть и самостоятельными заболеваниями, и стадиями развития патологии. Рассмотрим разные формы на примере гемиплегии — полного паралича конечостей одной половины тела, развившейся в результате инсульта.
- Игнорирование дефекта.
Это состояние еще называют анозодиафорией. При этом пациент в принципе знает о своей проблеме, но не обращает на нее внимания, равнодушен к ней и в обычной жизни не замечает ее.
- Недооценка дефекта.
Пациент признает, что проблема есть, но считает, что она намного меньше, чем на самом деле. Даже при полном отказе конечностей с одной стороны он может попытаться ходить, будучи уверенным, что руки и ноги у него работают как надо — ну разве что некоторая слабость с одной стороны имеется.
- Неосознание дефекта.
Это состояние получило название истинной анозогнозии Бабинского — именно таких пациентов больше ста лет назад описывал французский доктор. Они уверены, что с ними все в порядке, и конечности работают, как надо, с обеих сторон. Такие пациенты пытаются выполнять обычные движения и не замечают того, что у них это не получается. Они уверены, что прекрасно двигаются. Аналогичная ситуация и с пациентами доктора Антона, которые были лишены слуха или зрения, но считали себя и зрячими, и слышащими. Крайним случаем являются панагнозия — утрата имевшихся до болезни навыков и знаний, способность распознавать предметы.
Важно, что данные стадии наблюдаются у людей, психика которых не нарушена. Но их мозг выстраивает в их сознании картины, заставляющие их не видеть свой дефект или неверно оценивать степень его развития.
Совсем другое дело, когда анозогнозия развивается у людей с психическими расстройствами. И в этом случае выделяют еще две формы заболевания.
- Отрицание дефекта.
Человек активно отрицает саму идею наличия у него паралича. Он не хочет даже слышать о том, что с ним что-то не так. При этом он утверждает, что в состоянии выполнить заданные действия, например, требующие задействовать парализованные конечности.
- Отрицание дефекта на фоне вымыслов.
От предыдущей формы отличается тем, что пациент подкрепляет свое активное отрицание проблемы разнообразными выдуманными объяснениями. Пациент настолько глубоко уходит в своем отрицании, что отказывается признавать даже свое пребывание в клинике и объясняет это самым фантастическим образом. Важно, что сам человек полностью верит в вымышленные им события. Согласно его воспоминаниям, все было именно так, как он описывает. Такие ложные воспоминания, зачастую тесно переплетенные с реальностью, называются конфабуляциями.
- Анозогнозия с бредом.
Это крайняя стадия патологии, когда пациент существует в своем выдуманном мире на фоне психического расстройства, вызванного алкогольным психозом или галлюцинациями, связанными с заболеваниями психики.
Причины анозогнозии
С того момента, когда медицина признала, что подобное поведение — не притворство, врачи, в первую очередь, предположили, что речь идет о поражениях головного мозга. И действительно, значительная часть случаев анозогнозии в виде непризнания болезни связаны с поражением тканей мозга. Например, сбой в пространстве и времени, а также в ощущениях собственного тела связывают с поражением правого полушария. Такие больные также нередко «уходят» в прошлое и не видят себя в настоящем. Врачи считают, что это связано, в том числе, и с нежеланием осознать наличие дефекта.
Существует множество болезней и состояний, способных привести к корковой слепоте. Это и инфекционные болезни, поражающие мозг и приводящие к развитию менингита или энцефалита, и иммунные (рассеянный склероз), и разнообразные травмы мозга, и дегенеративные (адренолейкодистрофия, болезнь Ли и др.), и отравления тканей мозга (этанолом, ртутью, окисью углерода, при гипогликемии и др.). Например, анозогнозия может развиться на фоне прогрессирующего атеросклероза в пожилом возрасте. Чем старше человек, тем выше риск развития ишемического инсульта, связанного с атеросклерозом. Осложнением инсульта может стать поражение коры головного мозга — корковой слепоты.
Мужчины более подвержены анозогнозии, вызванной корковой слепотой. Врачи считают, что женщины, во-первых, до определенного возраста защищены эстрогенами, которые замедляют развитие атеросклероза. А во-вторых, женщины легче мужчин переносят эмоциональные стрессы, так как реагируют на него действиями. Наконец, считается, что женщины более подвижны, чем мужчины, и это тоже оттягивает момент развития ишемического инсульта с последствиями в виде анозогнозии.
Существует мнение, что у анозогнозии (отказе видеть существующий дефект) и у ипохондрии (переживании о несуществующем дефекте) — общие корни. И кроются они в расстройстве психики, связанном с отношением человека к себе самому.
Что интересно, данные проявления, по мнению врачей, не связаны с деменцией (слабоумием). Да, такие пациенты некритичны к своему состоянию и удивительно беспечны к своей болезни. Из-за этого они неадекватно оценивают себя в настоящем и будущем. При этом интеллект у них остается сохранным.
Об анозогнозии нередко говорят наркологи, занимающиеся лечением людей, страдающих от алкоголизма. Такие пациенты обладают специфическим складом личности, при котором человек отрицает свою болезнь и, что называется, в упор не замечает ее проявлений.
Какие бывают анозогнозии?
Сегодня врачи выделяют пять основных разновидностей анозогнозии, в зависимости от того, какие области коры головного мозга поражены и какие органы при этом страдают:
- Анозогнозия слепоты.
Развивается при поражении передних затылочных отделов и задних теменных. Пациент, утративший зрение, уверен, что прекрасно видит, заменяя реальную картинку вымышленной. Но если задать ему вопрос об окружающих людях или предметах напрямую, он уверенно сообщит, что в комнате слишком темно, чтобы разглядеть такие подробности (или ему нужны очки, например).
- Анозогнозия афазии.
Развивается при поражении речевых центров мозга. Речь таких больных может быть непонятна окружающим, но сами пациенты уверены, что говорят четко и ясно, не замечая ошибок (парафазий).
- Анозогнозия паралича.
Развивается на фоне поражения пренцентральной области коры головного мозга. Пациенты утверждают, что их конечности работают нормально, но на данный момент им не хочется никуда идти или двигать ими, потому что они недавно гуляли и т. п.
- Анозогнозия глухоты.
Развивается при поражении височных долей и встречается крайне редко.
- Анозогнозия боли.
Развивается при поражении постцентральных областей мозга. Человек не в состоянии оценить степень причиняемой ему боли, для него она ощущается слабо или не чувствуется совсем.
Можно ли излечиться от анозогнозии?
Все зависит от того, насколько обширны поражения головного мозга, вызвавшие анозогнозию. Если они незначительны, то по мере реабилитации человека, перенесшего инсульт, проявления анозогнозии будут уменьшаться.
Ученые также ищут пути компенсации этой необычной патологии, но мозг пациента анозогнозии, создавший свой собственный мир, противится таким попыткам. Например, известен случай, когда пациентке с гемиплегией было предложено увидеть свою «несуществующую» половину тела при помощи видеокамеры и монитора. Возникшая разница между собственными ощущениями и увиденным изображением оказалась слишком тяжела для больной, практически невыносима, так что врачи отказались от дальнейших экспериментов с данным методом.
Не приводят к успеху и многочисленные и разнообразные попытки врачей доказать больному существование «отсутствующих» органов при помощи различных физических методов — например, при помощи калорийной вестибулярной стимуляции (вливание ледяной воды в ухо). Даже если пациент в результате соглашается, что дефект у него имеется, через некоторое время это знание снова исчезает из его сознания. Для его мозга патологии нет, человек здоров — и к чему такие волнения?