Аутизм: причины, симптомы и трудности диагностики

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Аутизм — это сложное нарушение психического развития у детей, выражающееся в трудностях социальной адаптации, человеческого общения и нарушении речи. По привычке термин «аутизм» считается общим понятием, включающим несколько различных патологий, разительно отличающихся друг от друга. Главное, что объединяет их — нарушение работы головного мозга. В медицине же принято применять термин «расстройство аутистического спектра» (РАС). Дети, имеющие подобное нарушение развития, несколько ограничены в интересах, их движения могут носить повторяющийся характер. Терапевтическое сопровождение больных заключается в их социализации и обучении, а также приеме лекарств для коррекции сопутствующих состояний — возможной агрессии, беспокойства и тревожности. Портал MedAboutMe расскажет о причинах и симптомах заболевания.

Как стареет кожа: 4 типа старения лица

Ответьте на вопросы теста и узнайте настоящий возраст и тип старения вашей кожи

Аутизм в детском возрасте

Действительно, диагноз «аутизм», как правило, ставится в детском возрасте. Основные симптомы его проявляются до 3-х лет, при этом болеют мальчики в 4 раза больше, чем у девочки. 

К сожалению, именно в раннем возрасте ни родителям, ни врачам часто не удается распознать нарушения, присущие РАС: отрешенность ребёнка от окружения, быстрая расфокусировка внимания, отторжение тактильного контакта, обеднение эмоциональных и мимических реакций, трудности с мелкой моторикой, задержка в развитии речи и т. д.

Как правило, подобные отклонения замечаются в 3-х или 4-х летнем возрасте. Однако чем раньше будет диагностировано РАС, тем выше у ребёнка шансы на социальную адаптацию и коррекцию коммуникативного поведения. Самые большие возможности «влиться в общество» и достигнуть заметных результатов в корректировке поведенческих реакций, если отклонения обнаружены до 2-х лет.

Есть ли «эпидемия» заболеваемости?

Есть ли «эпидемия» заболеваемости?

В исследованиях разных авторов оценка распространенности заболеваемости отличается в связи с применением различных подходов, диагностических критериев, возрастной градации детей. Среднестатистическая оценка распространенности классического аутизма и РАС составляет 1—2 случая и 5—6 случаев на 1000 детей соответственно. Повсеместно ученые в последние десятилетия отмечают факт значительного эпидемиологического всплеска зарегистрированных случаев болезни. Правда, есть мнение, что связан он исключительно с расширением диагностических критериев, повышением степени доступности медицинских услуг, использованием правдивой и подробной информации.

Однако, по мнению других авторов, увеличение фактической частоты аутизма может быть вызвано экологическими факторами: пестициды, некоторые пищевые продукты, инфекционные агенты. Правда, вычленить единственный «спусковой крючок» патологии пока никому не удалось.

До настоящего времени нет единой точки зрения относительно связи между временем возникновения нарушений в работе головного мозга, локализацией повреждений и тяжестью патологии.

Мозг аутиста: в чем отличия

Прямой корреляции возникновения расстройств аутистического спектра, в том числе классического аутизма, с какими-либо провоцирующими факторами пока не установлено, но ученые продолжают свои изыскания. Так различные результаты экспериментов показали, что помимо генетической предрасположенности отрицательное влияние на состояние головного мозга могут оказать:

  • перенесенная инфекция матерью во время беременности или новорожденным в первые дни;
  • интоксикация ртутью;
  • острое химическое отравление в период гестации;
  • дефицит витамина D у будущей матери;
  • гормональный дисбаланс.

Чем же мозг аутиста отличается от «нейротипичного»? Однозначно установлено, что отличия есть в количестве белого вещества (у аутистов его больше), а также в наличии более сильных нейронных связей там, где не надо, а где надо — более слабых. Доказано также, что виновен в этом определенный вид белка, который в нормальных условиях регулирует количество синапсов и отвечает за их «чистку», но в результате негативных воздействий перестает правильно функционировать. В результате мозг перегружается лишними нейронными связями, восприятие информации затрудняется, повышается тревожность, общение становится трудновыполнимой задачей.

Трудности диагностики заболевания у детей

Классическое представление аутизма основано, в первую очередь, на нарушении социального взаимодействия с окружающими людьми, в частности отсутствии эмоциональной составляющей контакта. При этом многие авторы подвергают сомнению, что неспособность контактировать имеет врожденную природу, даже несмотря на то, что поиски дефектного «аутистического» гена продолжаются.

Многие дети с взрослением перерастают проблемы в общении и овладевают навыками коммуникации, что свидетельствует не о врожденной патологии, а задержке в формировании развития. Умение распознавать настроение и эмоции, взаимодействовать с другими людьми приобретаются в детстве. Чтобы в полной мере овладеть этой наукой должен иметься ряд предпосылок: отсутствие сенсорных нарушений, сохранный интеллект и внимание, благополучная семейная атмосфера, нормальное социальное окружение и т. д. В противном случае контакт может быть нарушен.

Существует множество детских психиатрических расстройств с точно таким же характерным проявлением, например, апрозексия (снижение способности фокусировать внимание) или синдром гиперактивности. Надо учитывать, что нарушение общения не всегда является проявлением аутизма или даже психического расстройства. Постановка диагноза «аутизм» требует применения дополнительных оценочных методик, при которых рассматривается речевой и зрительный контакт, мимика, жесты, наличие стереотипных движений и действий.

Основные проявления аутизма

Основные проявления аутизма

Родители со вниманием и разумностью должны отнестись к следующим проявлениям развития у ребёнка, особенно дополняющим друг друга:

  • Отсутствие тактильного, визуального и невербального контакта. Дети-аутисты могут производить впечатление эмоционально холодных, с ними сложно наладить какое-либо взаимодействие — они не испытывают эмоций при общении, не проявляют потребности в ласке и нежности, не способны различать настроение других людей, не отвечают на зрительный контакт, не улыбаются, не реагируют на просьбы и замечания.
  • Задержка и нарушения речевого развития. Характеризуется отказом от вербального общения, упоминанием о себе в третьем лице, бедным лексиконом, использованием эхолалий (бесконтрольное воспроизведение чужих слов и словосочетаний).
  • Трудности социализации. Неспособность «считывать» эмоции и мотивы сверстников, трудности в проявлении собственных переживаний приводят к изоляции ребёнка в коллективе. Он прекрасно себя чувствует наедине с собой, не участвуя в совместных играх и межличностном общении.
  • Стереотипность поведения. Ребёнок все время повторяет движения и действия от самых простых (раскачивание вперед и назад, загибание пальцев, прыжки на месте) до более сложных (открывание и закрывание двери, выстраивание предметов в ряд). 

Читайте также

Аутизм у детей: какие признаки должны насторожить
Ребенок не такой как все? Какие признаки должны насторожить родителей?
Аутизм: куда движутся наука и медицина?
Наука продолжает раскрывать секреты аутизма: что приводит к заболеванию, как его можно диагностировать и чем лечить?
Аутизм: страшный диагноз или индивидуальная особенность
В современном обществе термин «аутист» считается чуть ли не обидным обзывательством. Но каково приходится тем, кто реально столкнулся с этой проблемой?
Какой бывает аутизм: виды расстройства аутистического спектра
Как может проявляться аутизм? И всегда ли люди с таким диагнозом неспособны наладить самостоятельную жизнь?
Почему возникает аутизм у детей и как его лечить?
Проблемы аутизма: новые данные о причинах и методах терапии. Связь РАС и болезней кишечника.
Миллионы «невидимок», трагедии и страх: детский аутизм в Китае
Отношение к детям с аутизмом в Китае и России: предубеждения, страхи, интеграция «на бумаге».
Опубликовано 13.07.2019 10:30, обновлено 17.04.2020 18:08
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему / Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. // Социальная и клиническая психиатрия 2014 Т.24.№3
Диагностика детского аутизма: ошибки и трудности / Макаров И.В., Автенюк А.С. // Социальная и клиническая психиатрия 2018 Т.28.№3
Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение. Клинические рекомендации (протокол лечения). / Симашкова Н.В., Макушкин Е.В. // М.: НМИЦПН им. В.П.Сербского 2015
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Код молодости: как выглядят реальные программы биохакинга

Какие высокотехнологичные программы биохакинга действительно помогают замедлить старение организма

LED-терапия: всё, что вы хотели знать о светодиодном омоложении

Что такое LED-терапия и какие у неё преимущества? Всё о светодиодном омоложении — в нашей статье.

Экспертное руководство: как выбрать пробиотики, чтобы они действительно работали

Доказано наукой: почему пробиотики вам не помогают и какие штаммы действительно работают.

Смесь для питания ребёнка и запоры: есть ли связь?

Лучшая смесь от запоров у ребёнка: какая она? Разбираемся в проблемах с пищеварением.

Регресс сна у детей: возрастные кризисы сна у малышей и как с ними справляться

Почему ребёнок стал чаще просыпаться и хуже спать: проблемы возрастных нарушений сна.

Режим дня грудничка

Режим дня грудничка зависит от его физиологических потребностей. Знание этой особенности позволит маме подстроиться под режим дня малыша с максимальным комфортом для себя.

Как понять, подходит ли смесь малышу на искусственном вскармливании?

Малыш с удовольствием пьет смесь: но хорошо ли она влияет на его здоровье? 5 признаков неподходящей смеси.

Дыхание новорожденного ребенка: норма и отклонения

Маленькие дети дышат практически бесшумно, но любые проблемы дыхания у них гораздо опаснее, чем у взрослых.

Особенности диеты при метеоризме

Как организовать свое питание, чтобы справиться с вздутием живота?

Красный дрожжевой рис и холестерин: что говорит наука

Спойлер: действующее вещество работает, а вот помогут ли БАДы – большой вопрос.

Занятия спортом во время месячных: советы и рекомендации экспертов

Можно ли заниматься спортом во время менструации? Эксперты рассказывают, как сделать тренировки во время месячных безопасными и комфортными.

Как правильно перевязать рану: основные моменты

Какие правила нужно соблюдать при обработке раны?

Колики у грудничка: почему болит животик?

Пройдите простой онлайн-тест, чтобы выявить вероятность колик у вашего малыша

Ретинол в уходе за кожей: хорошо или плохо?

Чем грозит бесконтрольное использование косметики с ретиноидами в процессе ухода за кожей?

Все о простатите: причины, симптомы, профилактика

Одна из самых грозных мужских болезней, простатит, сегодня диагностируется все чаще. Как ее вовремя распознать и можно ли избежать вообще?

Как стареет кожа: 4 типа старения лица

Ответьте на вопросы теста и узнайте настоящий возраст и тип старения вашей кожи

Иммунодиетология — не для всех, а только для вас

Индивидуальная диета по анализу крови на антитела: объясняем, как работает иммунодиетология