Аутизм — это сложное нарушение психического развития у детей, выражающееся в трудностях социальной адаптации, человеческого общения и нарушении речи. По привычке термин «аутизм» считается общим понятием, включающим несколько различных патологий, разительно отличающихся друг от друга. Главное, что объединяет их — нарушение работы головного мозга. В медицине же принято применять термин «расстройство аутистического спектра» (РАС). Дети, имеющие подобное нарушение развития, несколько ограничены в интересах, их движения могут носить повторяющийся характер. Терапевтическое сопровождение больных заключается в их социализации и обучении, а также приеме лекарств для коррекции сопутствующих состояний — возможной агрессии, беспокойства и тревожности. Портал MedAboutMe расскажет о причинах и симптомах заболевания.
Аутизм в детском возрасте
Действительно, диагноз «аутизм», как правило, ставится в детском возрасте. Основные симптомы его проявляются до 3-х лет, при этом болеют мальчики в 4 раза больше, чем у девочки.
К сожалению, именно в раннем возрасте ни родителям, ни врачам часто не удается распознать нарушения, присущие РАС: отрешенность ребёнка от окружения, быстрая расфокусировка внимания, отторжение тактильного контакта, обеднение эмоциональных и мимических реакций, трудности с мелкой моторикой, задержка в развитии речи и т. д.
Как правило, подобные отклонения замечаются в 3-х или 4-х летнем возрасте. Однако чем раньше будет диагностировано РАС, тем выше у ребёнка шансы на социальную адаптацию и коррекцию коммуникативного поведения. Самые большие возможности «влиться в общество» и достигнуть заметных результатов в корректировке поведенческих реакций, если отклонения обнаружены до 2-х лет.
Есть ли «эпидемия» заболеваемости?
В исследованиях разных авторов оценка распространенности заболеваемости отличается в связи с применением различных подходов, диагностических критериев, возрастной градации детей. Среднестатистическая оценка распространенности классического аутизма и РАС составляет 1—2 случая и 5—6 случаев на 1000 детей соответственно. Повсеместно ученые в последние десятилетия отмечают факт значительного эпидемиологического всплеска зарегистрированных случаев болезни. Правда, есть мнение, что связан он исключительно с расширением диагностических критериев, повышением степени доступности медицинских услуг, использованием правдивой и подробной информации.
Однако, по мнению других авторов, увеличение фактической частоты аутизма может быть вызвано экологическими факторами: пестициды, некоторые пищевые продукты, инфекционные агенты. Правда, вычленить единственный «спусковой крючок» патологии пока никому не удалось.
До настоящего времени нет единой точки зрения относительно связи между временем возникновения нарушений в работе головного мозга, локализацией повреждений и тяжестью патологии.
Мозг аутиста: в чем отличия
Прямой корреляции возникновения расстройств аутистического спектра, в том числе классического аутизма, с какими-либо провоцирующими факторами пока не установлено, но ученые продолжают свои изыскания. Так различные результаты экспериментов показали, что помимо генетической предрасположенности отрицательное влияние на состояние головного мозга могут оказать:
- перенесенная инфекция матерью во время беременности или новорожденным в первые дни;
- интоксикация ртутью;
- острое химическое отравление в период гестации;
- дефицит витамина D у будущей матери;
- гормональный дисбаланс.
Чем же мозг аутиста отличается от «нейротипичного»? Однозначно установлено, что отличия есть в количестве белого вещества (у аутистов его больше), а также в наличии более сильных нейронных связей там, где не надо, а где надо — более слабых. Доказано также, что виновен в этом определенный вид белка, который в нормальных условиях регулирует количество синапсов и отвечает за их «чистку», но в результате негативных воздействий перестает правильно функционировать. В результате мозг перегружается лишними нейронными связями, восприятие информации затрудняется, повышается тревожность, общение становится трудновыполнимой задачей.
Трудности диагностики заболевания у детей
Классическое представление аутизма основано, в первую очередь, на нарушении социального взаимодействия с окружающими людьми, в частности отсутствии эмоциональной составляющей контакта. При этом многие авторы подвергают сомнению, что неспособность контактировать имеет врожденную природу, даже несмотря на то, что поиски дефектного «аутистического» гена продолжаются.
Многие дети с взрослением перерастают проблемы в общении и овладевают навыками коммуникации, что свидетельствует не о врожденной патологии, а задержке в формировании развития. Умение распознавать настроение и эмоции, взаимодействовать с другими людьми приобретаются в детстве. Чтобы в полной мере овладеть этой наукой должен иметься ряд предпосылок: отсутствие сенсорных нарушений, сохранный интеллект и внимание, благополучная семейная атмосфера, нормальное социальное окружение и т. д. В противном случае контакт может быть нарушен.
Существует множество детских психиатрических расстройств с точно таким же характерным проявлением, например, апрозексия (снижение способности фокусировать внимание) или синдром гиперактивности. Надо учитывать, что нарушение общения не всегда является проявлением аутизма или даже психического расстройства. Постановка диагноза «аутизм» требует применения дополнительных оценочных методик, при которых рассматривается речевой и зрительный контакт, мимика, жесты, наличие стереотипных движений и действий.
Основные проявления аутизма
Родители со вниманием и разумностью должны отнестись к следующим проявлениям развития у ребёнка, особенно дополняющим друг друга:
- Отсутствие тактильного, визуального и невербального контакта. Дети-аутисты могут производить впечатление эмоционально холодных, с ними сложно наладить какое-либо взаимодействие — они не испытывают эмоций при общении, не проявляют потребности в ласке и нежности, не способны различать настроение других людей, не отвечают на зрительный контакт, не улыбаются, не реагируют на просьбы и замечания.
- Задержка и нарушения речевого развития. Характеризуется отказом от вербального общения, упоминанием о себе в третьем лице, бедным лексиконом, использованием эхолалий (бесконтрольное воспроизведение чужих слов и словосочетаний).
- Трудности социализации. Неспособность «считывать» эмоции и мотивы сверстников, трудности в проявлении собственных переживаний приводят к изоляции ребёнка в коллективе. Он прекрасно себя чувствует наедине с собой, не участвуя в совместных играх и межличностном общении.
- Стереотипность поведения. Ребёнок все время повторяет движения и действия от самых простых (раскачивание вперед и назад, загибание пальцев, прыжки на месте) до более сложных (открывание и закрывание двери, выстраивание предметов в ряд).