Аутизм может проявиться уже с первых месяцев жизни. Таким людям на протяжении всей жизни требуется особенный подход и создание специальных условий для того, чтобы раскрыть их сохранные возможности и обеспечить им лучшее взаимодействие с окружающим миром.
Почему появляется аутизм у детей?
Точная причина появления детского аутизма до сих пор не выяснена. На сегодняшний день существует несколько теорий, ни одна из которых полностью не подтверждена. Некоторые ученые считают, что аутизм может передаваться по наследству, однако статистика показывает, что дети с аутизмом могут рождаться и у родителей, ни один из которых не проявлял признаков данной болезни.
Помимо генетической предрасположенности в числе потенциальных причин аутизма называют следующие:
- Нарушение развития головного мозга, органические поражения некоторых его отделов.
- Инфекции вирусного и бактериального происхождения, которые негативно повлияли на развитие мозга ребёнка.
- Проблемы с обменом веществ.
- Случаи, когда организм матери подвергался химическому воздействию в период вынашивания плода.
Несмотря на то, что факторы возникновения болезни достаточно многочисленны, доказано, что при существовании наследственной предрасположенности риск того, что у ребёнка проявится аутизм, увеличивается в разы. У таких детей толчком к развитию болезни может быть даже обычная инфекционная болезнь или сильная стрессовая ситуация.
Признаки аутизма у детей
Аутизм у детей может проявляться по-разному в каждом отдельном случае. Однако учеными выделены следующие признаки аутизма, на которые следует обратить внимание родителям:
- Нарушение речевого развития.
Речь у таких детей может не развиваться вообще, или же темп ее развития будет сильно замедлен по сравнению со здоровыми детьми. Если аутизм у детей проявляется до года, задержка речи проявляется в отсутствии гуления и лепета, а также в склонности издавать одинаковые звуки. Когда в два года здоровый ребёнок уже обладает определенным словарным запасом, дети с аутизмом используют максимум 15 слов, и даже к трем годам не способны складывать из них простейшие конструкции.
- Минимальный интерес к игрушкам.
Пока здоровые дети активно интересуются всевозможными игрушками, ребёнок с аутизмом может привязаться только лишь к одной игрушке или даже какой-то ее части (например, колесу от машинки). Из-за того, что абстрактное мышление таких детей развито недостаточно, им не доступен перенос действий с одними предметами на другие. В основном дети-аутисты не знают, как нужно играть с самыми разными игрушками и просто повторяют действия, ранее подсмотренные у других.
- Нарушение эмоциональной сферы.
Одна из самых ярких особенностей детей-аутистов — отсутствие привязанностей и эмоциональных контактов даже с родителями. В то время, как детям обычно нравится, когда их берут на руки, глядят по голове, обнимают, ребёнок с аутизмом будет сопротивляться таким попыткам. Часто эти дети просто не замечают того, что к ним кто-то обращается.
- Проблемы социальных контактов.
Из нарушений эмоциональной сферы вытекают и проблемы, которые ребёнок испытывает среди сверстников. Дети-аутисты не чувствуют необходимости в том, чтобы дружить с кем-то или играть, и более того — им тревожно и дискомфортно среди незнакомых людей. Уединение — лучший друг аутистов, который ограждает их от проблем, связанных с невозможностью построить нормальное общение.
- Стереотипное поведение.
При аутизме ребёнок привязан к определенным ритуалам, распорядку или повторяющимся действиям, и, если эту привязанность попытаться разорвать, это вызовет у ребёнка сильную негативную реакцию вплоть до агрессии.
Существуют не только поведенческие признаки аутизма — такие дети отличаются и рядом физиологических особенностей. В первую очередь это проблемы сенсорного восприятия, при этом оно может быть как слишком острым, так и, наоборот, притупленным. Аутизм также может проявляться в склонности к судорогам, проявлении синдрома раздраженного кишечника, проблемах с поджелудочной железой. Большинство детей с аутизмом демонстрируют низкий иммунитет.
Воспитание детей с аутизмом
Воспитание детей с аутизмом — это в первую очередь реабилитация этих детей. Родителям следует знать и выполнять следующие рекомендации:
- Чтобы сформировать необходимые в жизни навыки (даже обычные действия для личной гигиены), потребуется многократно повторять одни и те же действия. И даже в том случае, если кажется, что ребёнок уже освоил навык, понадобится периодически повторять его заново.
- Режим дня, который не подвергается изменениям — один из самых важных моментов для детей с аутизмом. А вот резко менять обстановку или график не нужно, это принесет ребёнку неудобства и повлечет за собой существенные проблемы.
- Переутомление негативно сказывается на общем состоянии ребёнка, поэтому таким детям необходимо дать побыть одним, чтобы восстановить силы. Даже если родители заняты таким полезным делом, как обучение малыша очередному необходимому действию, в этих занятиях обязательно нужно делать перерывы.
- Физические упражнения полезны при аутизме, ведь они не только укрепляют здоровье, но и становятся отличным способом снять стресс, которому так подвержены эти особенные дети.
Спокойная обстановка и терпение родителей — это лучшие условия для воспитания ребёнка, у которого диагностирован аутизм. В такой ситуации гораздо проще достигнуть успеха.
Как найти контакт с особенным ребёнком?
Действительно, при общении с детьми-аутистами может показаться, что они не испытывают потребности в эмоциональных контактах. Однако у большинства из них есть особый ограниченный круг привязанностей, и в силах родителей повлиять на развитие эмоциональной сферы таких малышей. Важно запомнить, что общаться с ребёнком можно и нужно, и для того, чтобы установить этот «мостик» между родителем и ребёнком, потребуется то же самое многократное повторение, что и для обучения его элементарным бытовым навыкам — скажем, чистке зубов или умыванию. Особенно важен эмоциональный контакт, если аутизм у детей диагностирован в раннем возрасте; таких детей нужно как можно чаще брать на руки, разговаривать с ними и играть.
Если уровень развития речи ребёнка не позволяет наладить с ним общение словами, можно использовать различные карточки и картинки. Проявите терпение и ни в коем случае не повышайте голос, не ругайте ребёнка за то, что у него что-то может не получаться — ведь он делает это не назло родителям, а из-за особенностей развития своего мозга.
Очень часто способность и желание детей-аутистов общаться можно активизировать благодаря контакту с животными. В лечении аутизма распространены такие методы, как иппотерапия (взаимодействие с лошадьми), дельфинотерапия; однако, если возможностей пообщаться с этими животными нет, могут помочь даже привычные кошки и собаки. У большинства детей при контакте с животными отмечается значительное улучшение состояния и заметные положительные сдвиги в поведении, а остальные признаки аутизма проявляются меньше.