19.06.2016 3354

Развитие ребенка: проявление аутизма

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Ранний детский аутизм на сегодняшний день — явление не только распространенное, но и набирающее темпы. За последние 10 лет число больных аутизмом выросло в 10 раз. При этом по своей тяжести среди детских заболеваний оно стоит на 4-м месте и является практически неизлечимым. Его невозможно определить во время беременности, которая может протекать тяжелее обычного. И несмотря на то, что аутизм у детей возникает еще в утробе матери, поставить точный диагноз невозможно, даже учитывая раннее развитие ребенка. Его можно определить только после достижения детьми трех-четырехлетнего возраста.

Развитие ребенка: аутизм

Развитие ребенка: аутизм

Единого определения, как и единой трактовки первопричины этого заболевания не существует. Впервые о раннем детском аутизме как о клиническом заболевании заговорили в 1943 году. Определение ему дал американский психиатр Лео Каннер, с тех пор оно и получило название синдрома Каннера. Он выделил сразу несколько признаков, по которым можно распознать аутизм.

Прежде всего, это расстройство психики, которое характеризуется нарушением способности взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, а также особенностями поведенческого характера — стереотипностью действий, замедленностью реакций, монотонностью речи. Развитие ребенка идет явно не по сложившимся стандартам. При этом уровень интеллекта у детей-аутистов может быть самым разным — от умственной отсталости до выдающихся способностей.

Попробуем составить перечень наиболее характерных признаков проявления аутизма. До полутора лет распознать у детей признаки аутизма практически невозможно, но обратить внимание на особенности их поведения стоит.

  • Дети-аутисты плохо реагируют на окружающий мир на эмоциональном и речевом уровне. У них отсутствует чувство сопереживания, имеются трудности с концентрацией внимания. Они плохо различают предметный и живой мир.
  • Как правило, малыш с расстройством аутичного спектра почти не фокусирует своего внимания на окружающей обстановке, людях, игрушках или неигровых предметах. Взгляд и слуховой аппарат рассредоточены и не взаимодействуют друг с другом.
  • Его поведение носит «заданный» характер. Он выстраивает свою последовательность действий, раскладывает вещи в определенном порядке, любит играть с одними и теми же предметами. Во многом его каждодневные действия носят «ритуальный» характер без каких-либо отклонений от заведенного порядка.
  • Именно с этим связано следующее нарушение в поведении детей-аутистов. Они болезненно сопротивляются каким-либо переменам в устоявшемся распорядке. Из-за своей гиперчувствительности подобные дети могут отреагировать на это совершенно неожиданным образом — от крика до полной замкнутости.
  • Дети-аутисты обладают разным порогом чувствительности (более высоким или более низким) к звукам и физической боли, одни негативно реагируют на тактильные ощущения, другие не воспринимают структуру пищи.
  • Замедленная реакция на окружающих влияет также на развитие эмоционального фона и речи, вырабатывание этих навыков вызывает у них явные затруднения.
  • Существует еще пара признаков, по которым можно понять, что развитие ребенка идет не совсем нормально. Они связаны с пищеварением, сном и непроизвольной моторикой, по которым тоже можно распознать заболевание. Обычно аутисты предпочитают однообразную, привычную для них пищу, иными словами, едят одно и то же изо дня в день. Плохо спят, часто просыпаются по ночам. Нередко встречается возникновение спонтанных стереотипных движений, носящих бесцельный характер. Это может быть раскачивание, взмахи руками, повторяющиеся повороты головы, подпрыгивание.

Диагноз «ранний аутизм» на первом году жизни не ставится, так как сложно распознается. Чаще всего родители понимают, что развитие ребенка не вписывается в общепринятые рамки, годам к пяти. В отдельных «тяжелых» случаях, связанных с задержкой развития речи или случаями заболевания аутизмом в семье, он может проявиться раньше — в возрасте 2,5-3 лет. Чем раньше будет установлен правильный диагноз, тем успешнее будет проходить дальнейшее лечение, а значит обучение и развитие ребенка.

Психическое развитие ребенка

Для определения первых признаков аутизма, прежде всего, надо обратиться к психиатру, который отвечает за психическое развитие ребенка. При этом стоит учитывать, что до сих пор среди специалистов нет единого мнения о причинах возникновения этого заболевания. На этот счет существует несколько теорий.

Самая распространенная из них — генетическая. Так, американские генетики ссылаются на случайные или приобретенные «ошибки» в ДНК. Причем речь идет не просто о сбое, а о мутации в генах. Настораживает еще один момент. Аутизм у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Более того, велика вероятность появления детей-аутистов в семье аутистов-родителей. На этом основана версия о том, что аутизм может быть и наследственным заболеванием.

Существует еще одна довольно спорная теория возникновения аутизма — болезнь возникает в результате детских прививок, в которых содержится ртуть, и она по-своему влияет на процессы, происходящие в организме. Результаты проводимых исследований неоднозначны, поэтому единого мнения на этот счет нет. На эту проблему стоит взглянуть скорее с точки зрения дозировки — детям, находящимся на учете у невролога, рекомендуется индивидуальный график вакцинации. Наконец, существует модная теория загрязнения природной среды, ухудшения экологии, вмешательства в земные и космические процессы, которые тоже оказывают