Не секрет, что для рождения ребёнка необходимы двое — даже если мужское участие ограничивается передачей «биологического материала». Для введения семенной жидкости во влагалище, а тем более для оплодотворения естественным путем высокие технологии не нужны. Долгое время женщины, не имеющие подходящего партнера, прибегали к проверенному способу коротких отношений (порой на одну ночь), исчезая из поля зрения будущего отца и воспитывая ребёнка.
Но сегодня медицинские учреждения предлагают услуги банков спермы, а адаптирующийся под желания потребителя рынок — услуги «теневых», частных доноров биологического материала. «Помогу с зачатием здорового и красивого ребёнка», «стану донором для зачатия, справка есть», «здоров физически и ментально»… Что движет мужчинами-донорами, женщинами-реципиентами, и что по этому поводу думают специалисты?
«Есть чем, есть с кем, но зачем?»
Что мотивирует мужчин заниматься подобной деятельностью? В большинстве случаев ответ на этот вопрос дает суровая статистика: донорство спермы — хотя и условно, но все же доходный бизнес. Официальные доноры, сотрудничающие с криобанками, получают за 1 порцию репродуктивного материала от 1500 до 3000 рублей. Процедуру сдачи биоматериала рекомендуется повторять не чаще 1 раза в неделю, изредка при повышенной потребности некоторые банки могут сокращать сроки до 4 дней. Популярные доноры, на которых есть спрос, таким образом могут зарабатывать в месяц от 12 до 24 тысяч рублей. За год получается вполне существенная сумма, плюс медицинское учреждение постоянно контролирует состояние здоровья, двойной бонус.
Почему же существуют «теневые» доноры?
Во-первых, банки спермы существуют далеко не во всех регионах, и этот официальный способ заработка не доступен некоторым желающим. Чем более экономически развит регион, тем больше в нем криохранилищ.
В Москве наиболее известным является Репробанк при Институте Стволовых клеток человека, есть свой криобанк и в ПМЦ «Мать и Дитя» на Севастопольской.
Большинство клиник, предлагающих услуги репродуктивного спектра, имеют свои запасы или сотрудничают с крупными банками спермы.
Криохранилища репродуктивных клеток используются не только для людей — в ветеринарии активно применяются методы искусственного оплодотворения, как для поддержания генетической чистоты породистых животных, так и для сохранения генофонда редких представителей фауны. Так, у Московского зоопарка тоже есть криобанк половых клеток, гамет и гонад, позволяющий добиваться размножения у исчезающих видов при помощи научных техник.
Во-вторых, доноры в соответствии с приказом Минздрава проходят тщательный контроль: первая порция биоматериала сдается после медико-генетического обследования, тестирования и консультации психиатра для исключения заболеваний и определения психологического портрета (темперамент, личные качества — то, что интересует будущих мам). После чего первую порцию подвергают заморозке на полгода, и спустя 6 месяцев потенциальный донор повторно сдает анализы на те инфекции, которые характеризуются длительным инкубационным периодом. В дальнейшем мужчины регулярно проходят осмотры и исследования. Качество спермы также имеет значение: далеко не все мужчины подходят под требования криобанков.
Сперма относится к биологическим средам организма, наряду с кровью, слюной и т.д. Важно отметить, что никакой дезинфекции сперма не подвергается, так как это привело бы к гибели сперматозоидов. Поэтому через сперму могут передаваться как возбудители «половых» инфекций, такие, как сифилис, хламидия, трихомонада, так и невенерические, например, гепатиты или ВИЧ. Поэтому доноры спермы в обязательном порядке проходят углубленное обследование на все возможные инфекции.
В итоге тест на «официальное донорство», в зависимости от требований банка, проходят от 3 до 10% мужчин. Помимо общего здоровья есть и требования к качеству семенной жидкости: объём не менее 1 мл, 2/3 и более сперматозоидов с правильным строением, и их количество на 1 мл эякулята — не менее 60 млн. Естественно, и в категорию популярных доноров попадают далеко не все, да и качество семенной жидкости может изменяться: донорам рекомендован исключительно здоровый образ жизни, отсутствие повышенных физических и эмоциональных нагрузок, воздержание от половых контактов, бани, курения и алкоголя за 3-5 дней до сдачи материала и, разумеется, отсутствие болезней. Так что некоторые порции спермы приходится выбраковывать.
Как проходит процедура сдачи биоматериала? Утвержденный донор, здоровый во всех отношениях человек 18-35 лет, избегающий алкоголя и курения, за 3 дня до визита воздерживается от любых манипуляций, заканчивающихся семяизвержением, и посещения бани и сауны (это негативно влияет на подвижность сперматозоидов) и приходит в медицинский центр.
В центре выделена специальная комната для уединения донора, с возможностью осуществления гигиенических процедур. Для стимуляции процесса предоставляются журналы и видеофильмы. Персонал клиники не вмешивается в процесс выделения семенной жидкости. Эякулят, выделяющийся в процессе самостоятельных манипуляций, собирается в контейнер, донор оставляет его в отведенном месте и покидает комнату.
Но, помимо финансовой мотивации, существуют и другие аспекты, побуждающие частных доноров к распространению своего генофонда.
Я живу жизнью Кларка Кента. А потом — буду жить жизнь Супермена. Люди могут желать миллионы долларов в банке, а некоторые из нас, возможно, хотят иметь десятки детей.
Я не могу иметь столько детей, сколько хочу, в моих личных отношениях, и было бы неразумно просить женщину родить 30 детей. Меня удовлетворяет просто знать, что у меня есть другие потомки.
Данный вид «идейных доноров» не так редок: распространение своего генотипа тоже вполне понятная мотивация. Кстати, банки спермы следят за генотипом: при состоявшейся беременности женщину заносят в базу в соответствии с регионом, и отслеживают, чтобы в данной области не рождалось более 1 ребёнка на 40 000 человек с таким набором генов. Иначе повышаются риски браков между условными братьями и сестрами. Так, например, в Новосибирске от одного донора может быть только 60 детей.
Вторая мотивация отражается в предложениях тех частных доноров спермы, которые сразу сообщают, что хотели бы участвовать в жизни ребёнка, помогать, навещать — но не жить вместе. Мужчины хотят иметь детей без обременительных отношений. А порой планы доходят и до законного брака. Да, и такие «доноры» существуют.
Хотел бы родить совместное чадо — с доброй и воспитанной женщиной.
Есть 1 ребёнок, но хочется сына. Дальнейшую заботу (материальную и моральную) обязуюсь соблюсти. В случае успеха, если родится малыш, готов даже узаконить отношения… Ну или как Вам удобно будет.
Ну и, конечно, половая сторона вопроса не остается в стороне: в «теневые доноры» записываются порой мужчины с не самыми благовидными или финансово понятными мотивами: есть и лица, стремящиеся к «оплодотворению естественным путем» или получающие удовольствие от мастурбации в одном помещении с незнакомкой.
«Срочно ищу здорового мужчину»
Зачем это нужно женщинам, мечтающим о ребёнке?
Существуют три типа мотивов, причем они могут смешиваться в желаниях одной и той же реципиентки.
Во-первых, все те же финансы: порция биоматериала из банка спермы стоит в среднем 12-15 тысяч рублей. При этом беременность при внутриматочной инсеминации наступает, согласно исследованиям Европейского общества репродукции человека и эмбриологии, в 12,3% случаев, Санкт-Петербургский Институт акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта отмечает цифру в 11,6%. Частные «доноры для зачатия» обходятся дешевле.
Во-вторых, банки спермы, отслеживая юридические права будущих родителей, гарантируют анонимность и донору, и женщине (или паре). Фотографий донора нет, есть общие характеристики: возраст, рост, тип телосложения, национальность, фенотип — цвет волос, глаз, оттенок кожи, и психологический портрет. В некоторых криобанках от доноров также требуется наличие высшего образования.
Требования к донорам спермы в Израиле:
- холостой, не разведенный, не вдовец в возрасте от 18 до 30 лет;
- высшее образование;
- здоровье;
- понимание сути донорства и ответственность за свои действия.
Многие будущие мамы хотели бы не ограничиваться словесным портретом биологического отца, но иметь возможность для начала увидеть фотографию, затем пообщаться (хотя бы в переписке или по Скайпу). Это вполне понятное и объяснимое желание.
В-третьих, играет роль некоторая анонимность, «камерность» процедуры и отсутствие врачебного вмешательства. Как будто «так более естественно»: свежая жидкость и никаких медицинских манипуляций. Почти также, как при классическом зачатии.
На свой страх и риск
Потребности и желания женщин вполне понятны и естественны. Неужели кто-то не согласится, что подобное «частное донорство для зачатия» идет всем на пользу?
Требования Министерства Здравоохранения — одно из самых строгих ограничений. Хотя в объявлениях все доноры здоровы «морально и физически», готовы предоставить справку или пройти обследование (часто за счет женщины), это не является гарантией рождения здорового ребёнка.
Срочно нужна хорошая спермограмма (именно анализ на бумаге, свежий) от мужчины 36-40 лет, с хорошими детородными показателями, куплю. Смс, ватцап, тел.
Такие объявления, с покупкой результатов спермограммы и анализов на различные заболевания, тоже не редкость. И это первая стадия риска при обращении к частным донорам. При этом даже действительное обследование на некоторые инфекции не означает их отсутствия: существуют опасные заболевания, проявляющиеся при анализах спустя достаточно длительный период.
Акушер-гинеколог, президент Российской ассоциации репродукции человека, генеральный директор «Международного центра репродуктивной медицины», доктор медицинских наук, профессор
Эта деятельность (индивидуальное донорство спермы) не имеет отношения к медицине. Мужчина предлагает одинокой женщине (вряд ли замужней) воспользоваться его спермой для обретения желанного ребёнка. В основе идея донорства. Мужчина предлагает и участвует в оплодотворении (путем продажи своего эякулята или полового акта) при условии, что к нему не будут в будущем предъявлены требования выполнять в будущем обязанности отца. Мероприятие, рискованное для обеих сторон.
Для мужчины, если нет юридически правильно оформленного договора, возможна в будущем претензия от матери на алименты. Риски для женщины многократно выше.
Существует достаточно большая группа болезней, передаваемых со спермой: гонорея, сифилис, хламидиоз, гепатит и др., в том числе смертельно опасный СПИД, вызываемый вирусом иммунодефицита человека. Коварство болезней этой группы заключается в том, что у заразившегося человека может не быть длительное время никаких симптомов болезни. Это так называемый инкубационный период, во время которого он является сам заразным, а выявить инфекцию даже современными лабораторными методами невозможно.
По этой причине сперма для донорства может быть использована только через 6 месяцев (максимальная продолжительность инкубационного периода) после повторного обследования донора на инфекции. На этот период сперма (сперматозоиды, выделенные специальным методом из эякулята — можно сказать, «очищенные» сперматозоиды, так как в семенной жидкости есть микробы) замораживается и хранится в «изоляторе». Таким образом медицинское легальное донорство спермы организовано так, что предупреждает описанные выше риски.
Медицинское учреждение должно иметь лицензию на этот вид помощи, в соответствии с которой должно иметь специальное оборудование, несет ответственность за юридическое оформление договоров и обследование доноров, в том числе генетическое (очень важное в отношении здоровья будущего ребёнка). «Индивидуальное» донорство — занятие нелегальное, незаконное, сопровождается сокрытием дохода и сходно в чем-то по сути с проституцией, запрещенной в нашей стране.
Вторая стадия риска — юридическая.
Портал частных доноров спермы обещает: Юридических прав на будущего малыша доноры не предъявляют, но в некоторых случаях, готовы общаться с ребёнком, видеться, участвовать в его воспитании, помогать финансово. Все эти аспекты, права и обязанности биологического отца можно обсудить и зафиксировать в соответствующем юридическом договоре.
Так ли это на самом деле? У будущего биологического отца через некоторое время могут возникнуть самые разнообразные желания — от возможности видеться с потомком до банального шантажа оглаской или получения алиментов по нетрудоспособности. Возможен ли договор, обеспечивающий безопасность женщине при частной инициативе, и что нужно предусматривать при его заключении?
В соответствии с ч.2 ст.38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
В силу указанной нормы у биологического отца (донора) имеются основания для обращения в суд с иском об установлении отцовства. Возможность лишить (ограничить) право биологического отца (донора) на судебную защиту законом не предусмотрена и указание на это в договоре с реципиентом — ничтожно.
Однако, наличие права на обращение в суд не свидетельствует о возможности решения спора в интересах биологического отца (донора). Напротив, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 16.05.2017 г. № 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей», дал достаточно четкие разъяснение, которые обязательны при рассмотрение подобных споров.
Так, в п.32 названного постановления указано, что, по смыслу семейного законодательства (пункт 4 статьи 51 Семейного кодекса РФ), рождение ребёнка с использованием супругами (одинокой женщиной) донорского генетического материала не влечет установления родительских прав и обязанностей между донором и ребёнком независимо от того, было данное лицо известно родителям ребёнка или нет (анонимный донор).
С учетом этого лицо, являвшееся донором генетического материала, не вправе при разрешении требований об оспаривании и (или) установлении отцовства (материнства) ссылаться на то обстоятельство, что оно является фактическим родителем ребёнка.
По этим же основаниям не могут быть удовлетворены и требования лиц, записанных в качестве родителей (единственного родителя) ребёнка, об установлении отцовства в отношении лица, являвшегося донором генетического материала, с использованием которого был рожден ребёнок.
Подписание предварительного договора между двумя частными лицами не может лишать (ограничивать) участников договора прав, гарантированных Конституцией РФ и Федеральными законами. Вместе с тем, наличие подобного договора поможет определить первоначальные намерения стороны договора (донора) при его заключении.
В связи с этим полезным будет заключить договор с донором по аналогии с договором, заключаемым между официальной медицинской организацией, работающей в сфере искусственного оплодотворения, и донором.
Предметом договора должно быть указано именно предоставление донорского материала за плату либо бесплатно. Желательно прописать срок, в течение которого донор дает согласие на использование своей спермы, а также то, что донор не берет на себя родительские обязанности по отношению к детям, родившимся у реципиента в результате использования спермы донора.
Полезно включить условие об обязанности донора не предпринимать действий по установлению личности детей реципиента, родившихся в результате использования спермы донора.
Также возможно включить условие о неразглашении факта заключения настоящего договора и его условий, а, главное, прописать штрафные санкции за нарушение данного условия в размере, который изначально отобьет всякое желание оспаривать отцовство.
Выполнение приведенных выше рекомендаций, учитывая практику, утвержденную Верховным Судом РФ, не гарантирует невозможность обращения донора в суд, но дает высокие гарантии матери-реципиенту на решение спорного вопроса в ее интересах.
Таким образом, при обращении к индивидуальным донорам для максимальной безопасности женщине или паре необходимо будет не только удостовериться в здоровье мужчины (оптимально — настоять и, разумеется, оплатить необходимые медицинские исследования с периодом в 6 месяцев, что также не дает защиты от заражения донора в этот период), но и подписать официальный договор об отказе от прав донора как биологического родителя. И даже такие действия не гарантируют здоровье, юридические права и отсутствие огласки в случае попыток шантажа.
Советы, предлагаемые в интернете для сохранения анонимности будущей матери, плохо сочетаются с действительностью: анонимно невозможно подписать договор и гарантировать защиту ребёнка. Стандарт соответствия здоровья донора даже минимально необходимому уровню соблюсти практически невозможно. А значит, и здоровье, и безопасность будущего ребёнка основываются только на доверии незнакомому человеку. Оправдан ли подобный риск?