Ребёнок так же, как и взрослый, может нуждаться в помощи психолога. Часто родители, сталкиваясь с проблемами во время воспитания детей, стараются решить их своими силами. Это не всегда заканчивается успехом. Для этого есть несколько причин. Во-первых, ребёнок может иметь такие проблемы, где необходимы профессиональные знания по детской психологии. Во-вторых, родители не всегда понимают настоящие причины нарушения поведения ребёнка, сложностей во время общения, наличия страхов.
В каких случаях ребёнок нуждается в психологе? Помощь специалиста необходима, когда в семье наблюдаются конфликты, присутствует непонимание в семье, подростковый бунт, уходы из дома, асоциальное поведение, детские неврозы, нарушения сна и аппетита, агрессивность, непринятие в группе сверстников, проблемы в общении, детские комплексы, фобии и страхи.
Родителям стоит знать о том, что иногда работа детского психолога может быть малоэффективной. Это происходит потому, что нарушения поведения и психологические проблемы детей могут выступать как симптом неблагополучных отношений взрослых между собой. В таких случаях специалист может предложить совместную работу со всей семьей.
Психологическая работа с ребёнком положительно влияет на его развитие и становление личности. Прочитав эту статью, можно в общих чертах составить впечатление о том, чем специалист может помочь своим маленьким клиентам.
Работа с детскими комплексами
Часто нарушение в поведении и общении может быть вызвано наличием детских комплексов. Они могут быть такими: неуверенность в себе, низкая самооценка, боязнь публичных ответов, страх совершить ошибку, зависимость от мнения других.
Детские комплексы — это сформировавшаяся установка о том, что со мной не все в порядке. Кратко говоря о причинах их возникновения, можно отметить следующие моменты: частая критика и осуждение личности, унижение достоинства и мнения, отсутствие права выбора и самостоятельности, гиперопека и брошенность.
Для работы с причинами возникновения комплексов у детей, психологу нужно работать с родителями. С ребёнком же в таком случае проводится работа без озвучивания проблемы, особенно, если он дошкольного возраста. Психолог работает с чувствами и сознанием, находит ресурсы детской психики и помогает через игры осознать их ребёнку.
Ресурсами для обозначенных проблем могут быть: осознание своей уникальности и лучших качеств, нахождение новых путей общения, создание безопасной среды для возможности быть собой и другие.
Часто родители обращаются к специалисту, когда ребёнок замыкается в себе после развода родителей и тяжело переживает его. Детские комплексы в данном случае могут быть такими: чувство вины из-за того, что мама и папа развелись, чувство стыда, не выраженная печаль от потери одного из родителей, которая может трансформироваться в агрессию или замкнутость.
В этом случае психолог работает с ребёнком через средства и способы, доступные и соответствующие его возрасту. Это могут быть: чтение и разбор терапевтических сказок, работа с песком и глиной, рисование своих болезненных чувств, составление историй своей жизни, игры с куклами, в образах которых отражаются родители, работа с фотографиями и символами.
Психолог помогает детям снимать напряжение и тревожность, появившиеся в результате эмоциональных травм, освобождаться от страха, принимать происходящие в жизни события и, что самое важное, сохранять при этом себя и собственную значимость.
Работа психолога с ребёнком дошкольного возраста
Детская психика маленьких детей довольно пластична, поэтому дети облают способностью приспосабливаться к условиям, в которых живут, даже если они не отличаются благополучием. Такой факт не должен успокаивать. Напротив, проблемы в детском возрасте — нарушения поведения, общения, психики — выльются в неблагоприятные последствия в подростковом возрасте и взрослой жизни.
Ведущая деятельность для дошкольника — игра, поэтому работая с малышами, психолог часто играет с ними. Игры являются связующим звеном между специалистом и детским внутренним миром. Играя, ребёнок получает положительные эмоции и учится общаться, приходит к пониманию вещей, которые помогают снизить тревогу и страх. В таких занятиях можно подружиться со своими страхами, раскрасить темноту и превратить зубных врачей в веселых клоунов, узнать, что даже если папа больше не рядом, он все равно продолжает любить.
Родители не всегда могут понять, что тревожит маленького ребёнка. Часто взрослые, чтобы помочь ему, успокаивают, уговаривают или просят не обращать внимания на свои чувства, опасения, тревоги.
Психолог в таком случае объясняет детям причины взрослых проблем на детском языке — через игру, творчество, музыку, танцы.
Общение в младшем школьном и подростковом возрасте
Часто поводами обращения к психологу родителей с детьми младшего и старшего школьного возраста выступают проблемы самооценки и неумение налаживать общение. Причины нарушений поведения и сознания у школьников могут быть самые разные: наличие эмоциональных травм в семье, недовольство своей внешностью и характером, застенчивость, конфликты и разногласия с одноклассниками, учителями, родителями, нарушение успеваемости, желание выделиться, стать самостоятельным и другие.
Общение со сверстниками в школьном возрасте является приоритетным для детей. Они склонны следовать за лидерами в коллективе, сравнивать себя с одноклассниками, протестовать против родительской воли. Поэтому формирование навыков эффективного взаимодействия является одной из главных задач психолога со школьниками.
В этом случае эффективна работа с группой детей. Во время упражнений и игровых занятий дети получают возможность примерить на себя разные роли: лидера, ведомого, агрессивного, скромного и так далее. Коллективные упражнения под руководством специалиста помогают каждому школьнику осознать свою ценность и неповторимость, оценить силу взаимопомощи и дружбы. Также на таких занятиях важна групповая творческая деятельность — она не только способствует развитию сплоченности детей, но и позволяет каждому осознать свои ресурсы и таланты.