Характер детей формируется вместе с ростом социализации и развитием представлений об окружающем мире. Чем шире круг общения ребёнка, тем больше разнообразие человеческих судеб, характеров и стилей жизни. Когда дети совсем маленькие, близкие люди любят их безусловной любовью, просто за то, что они существуют. На ребёнка постарше родители уже начинают возлагать определенные ожидания по успеваемости, внешнему виду или выбору будущей профессии. Кроме того, увеличивается и круг людей, которые ценят его за достижения, а не за то, что он есть. Это воспитатели детского сада, педагоги начальной школы, тренеры или учителя-предметники. Но стремление быть успешным во всем может привести к серьезным проблемам с психикой у ребёнка.
Почему дети становятся перфекционистами?
Наверняка у многих есть знакомые, у которых в детстве дома всегда был идеальный порядок — тщательно убранная комната без единой пылинки, всегда стоящие на своем месте учебники и вовремя сделанное домашнее задание. Такие дети отлично успевали по всем предметам, даже хорошие оценки огорчали их. Во взрослом возрасте они продолжают стремиться к идеалу — успешной карьере и идеальному воспитанию собственных детей.
Чаще всего корни перфекционизма следует искать в семье. Уже в младшем дошкольном возрасте ребёнок-перфекционист усваивает, что любовь родителей необходимо заслужить при помощи хорошего поведения. Далее он будет стремиться понравиться воспитателю, учителю или тренеру. Если педагог критикует детей, то они могут получить склонность к занижению самооценки, или, наоборот, начать повышать показатели до идеальных.
Родители, стремящиеся к определенным достижениям у ребёнка, часто не прислушиваются к его истинным желаниям и склонностям. «Пятерка», полученная в школе, является наилучшим показателем успешности. «Четверка» — уже повод для недоумения и огорчения, не говоря уже о более низких отметках. Но ребёнок-перфекционист не способен по-настоящему радоваться своим успехам — ведь впереди еще много непокоренных «вершин».
Последствия перфекционизма для психики детей
Психика ребёнка-перфекциониста может отличаться неустойчивостью. Спутниками отличников в школе часто бывают неврозы и психосоматические заболевания, вызванные недостатком сна или снижением иммунитета. Перфекционист испытывает страх перед новым из-за возможной неудачи, больше думают о совершенных ошибках и «неидеальности» своей работы, болезненно воспринимают критику. Если начатое дело, по их мнению, выполнено не идеально, то они бросают его, испытывая множество негативных эмоций.
Во многих семьях ошибочно полагают, что детский перфекционизм способен вывести на новый уровень развития. Но взрослые нередко забывают о том, что ребёнку необходимо научиться переживать не только удачи, но и неудачи. Так детская психика будет развиваться более гармонично. Постоянное стремление к идеалу способно отравить жизнь не только из-за опасения родительского недовольства, но и из-за растущего комплекса неполноценности, мешающего двигаться вперед.
Страх неудачи, преследующей участника отчетного концерта или ученика спортивной школы, поглощает энергию. В результате ребёнок не только не достигает желаемого идеала, но и совершает еще больше ошибок. Навязчивый страх оказывает разрушительное воздействие на психическое здоровье ребёнка, приводя к неврозам или депрессии.
Не лучшим образом влияет перфекционизм и на детско-родительские отношения. Ребёнок боится неудач и скрывает их из страха осуждения или конфликтов. Если отношения в семье строятся по авторитарной схеме, то в них нет места доверию и безусловному принятию ребёнка. Это приводит к серьезным проблемам уже во взрослом возрасте.
Что делать родителям детей-перфекционистов?
Если семья осознает безусловный вред перфекционизма для психического здоровья ребёнка, то необходимо проанализировать методы воспитания и изменить свое поведение по отношению к нему. Во многих случаях, мать или отец сами в детстве были жертвами родительского перфекционизма. Но многие пересматривают модель воспитания и уже не хотят такого же детства для собственного ребёнка.
Хорошие или удовлетворительные отметки в школе не всегда являются следствием недостаточного умственного развития школьника. Он может не проявлять интереса к конкретной теме или утратить мотивацию по другим причинам. Нежелание стремиться к победам в спорте не всегда вызвано недостаточной тренированностью. Ребёнок имеет право не увлекаться спортом или музыкой, так же, как и взрослый.
Разумеется, каждый родитель хочет видеть «улучшенную копию себя» в своем ребёнке. Он хочет, чтобы ребёнок не повторил его неудачи в учебе или карьере, стремился к большему или лучшему. Некоторые семьи спокойно воспринимают временные неудачи ребёнка, и в них детско-родительские отношения гораздо дружелюбнее и теплее, чем в тех, где от ребёнка постоянно требуют достижений.
Перфекционист считает, что без достижений в учебе или дополнительных занятиях он не будет достойным родительской любви. Можно привести множество примеров, когда «троечники» добивались гораздо большего жизненного успеха, чем «отличники». Мать или отец, неспособные принять своего ребёнка, часто критикуют его или сравнивают с другими. Это не способствует улучшению отношений в семье.
Взрослые, усвоившие вред перфекционизма, готовы помочь ребёнку отказаться от этой негативной привычки. Они учат его, что в жизни есть место не только успеху, но и неудачам, и важно уметь их переживать. Для ребёнка важно не только одобрение, но и справедливая критика с указанием достоинств и недостатков работы — рисунка, сочинения или выступления на концерте.
Многие семьи сегодня стремятся ни на минуту не оставлять ребёнка без дела, отдавая его во многочисленные кружки и секции. Но чрезмерная загруженность приводит не к успехам, а к полному отсутствию желания что-либо делать. Ребёнок дошкольного или школьного возраста должен иметь время для отдыха после школы.
Великие изобретения, шедевры мирового искусства и литературы создавались не сразу. Поэтому ребёнку необходимо усвоить, что человеческая жизнь состоит не только из побед, но и из немалого количества поражений. А их нужно принимать с достоинством и без страха идти вперед.