В последнее время проблемы пандемии уступают место другим проблемам, но не стоит сбрасывать со счетов и вирус. По мнению многих экспертов, расслабляться преждевременно, и MedAboutMe расскажет, почему.
Альфа, Бета, Дельта, Омикрон — что дальше?
В греческом алфавите, используемом вирусологами для обозначения штаммов коронавирусной инфекции, всего 24 буквы. Что указывает на большой оптимизм ученых, иначе они выбрали бы алфавит кхмерского языка с его 74 буквами, или, хуже того, начали бы присваивать штаммам имена из китайских иероглифов. Что, в принципе, было бы логично, с учетом места появления заболевания. Иероглифов точно хватило бы, их более 85 тысяч, по данным словаря 1994 года издания.
Но лучше оставаться оптимистами и надеяться, что греческого алфавита нам хватит, хотя мир уже два года живет в условиях пандемии, а SARS-CoV-2 не перестает удивлять исследователей, постоянно меняясь, и подкидывая все новые вопросы и задачи.
Первой была Альфа, появившаяся в ноябре 2020 года в Великобритании. Тогда же резко выросло количество заболевших, и вскоре вариант Альфа уже доминировал почти везде.
Примерно в то же время появилась Бета, обнаруженная в Южной Африке, и, по мнению ученых, значительно более заразная, чем исходная форма вируса. Бета чаще других вариантов приводила больного человека к госпитализации и гибели. А еще этот вариант научился «уклоняться» от антител. Из-за этого в ЮАР прекратили применение вакцины AstraZeneca-Oxford, оказавшейся недостаточно эффективной против Бета-штамма. Другие вакцины также показывали меньшую эффективность против Беты.
Затем в Индии появилась Дельта, и довольно быстро захватила весь мир, так как была еще более заразной и вызывала более тяжелые формы заболевания. Особенно страдали от агрессивной Дельты те, кто по разным причинам не был вакцинирован. Хотя и у тех, кто прошел полную вакцинацию, этот вирус порой пробивал защиту. В дополнение к прививкам людям рекомендовали соблюдать по максимуму все остальные санитарно-гигиенические требования: поддерживать социальную дистанцию, обязательно носить маски в общественных местах, часто мыть и дезинфицировать руки.
Внутри самой Дельты возникли «ответвления» вследствие непрекращающихся мутаций вируса. Наиболее заметной стала Дельта AY.4.2, которую иногда называют Дельта-Плюс, более заразная, чем Дельта из-за мутаций некоторых белков, позволявшим вирусу противостоять не только вакцинам, но и лечению.
Омикрон, пришедший на смену Дельте, появился в ноябре 2021 года в ЮАР и Ботсване, и как-то невероятно быстро стал доминирующим. Этот штамм оказался еще более заразным, чем предшествующая ему Дельта. А вскоре появилась еще одна форма — Омикрон BA.2, распространяющаяся еще быстрее. В некоторых регионах количество зараженных им людей ежедневно увеличивалось в 10 раз.
Однако, при увеличении количества зараженных число госпитализаций и летальных исходов стало уменьшаться, что вызвало у некоторых ученых, да и у многих обывателей тоже, осторожный оптимизм, и надежды на то, что этим штаммом все и закончится.
Хотя ученые-вирусологи в большей степени озабочены Омикроном, другие варианты вируса также не оставлены без внимания. Мы продолжаем следить за вирусами штаммов Гамма, Эпсилон, Йота, Каппа, Мю и Зета, а также за «безбуквенным» вариантом 1.617.3. Недостаточный охват населения планеты вакцинированием может привести к новым вспышкам заболевания, а вследствие этого — и к новым мутациям с пока непредсказуемыми последствиями. Этот вирус не раз удивлял нас, и нет никаких гарантий, что этого не будет происходить снова.
Особенности штамма Омикрон
Этот штамм более устойчив к антителам, полученным в результате вакцинирования. Но ревакцинация может улучшить защиту. Во всяком случае, прививка точно уменьшает риск тяжелого течения заболевания.
Второе его отличие — слишком большое количество мутаций, если сравнивать с другими штаммами. Это дает основания считать штамм Омикрон новой эволюционной ветвью SARS-CoV-2.
Особенные опасения вызывает форма Омикрон BA.2, который не только быстрее распространяется, но и способен вызывать более тяжелые формы заболевания, чем даже предшествовавшая Дельта. А еще Омикрон ВА.2 умеет избегать антител, приобретенных в результате вакцинации. Бустерная прививка может поправить дело и вернуть уровень защиты.
Еще более неприятно то, что этот штамм вируса более устойчив к тем методам лечения, которые позволяли справляться с его предшественниками. В частности, лечению моноклональными антителами, применяемыми для лечения «родительского» Омикрона.
Тем не менее, ученые высказывают умеренно оптимистичные мнения относительно того, что нас ждет «после Омикрона».
Что говорят эксперты?
Следующим может быть худший вирус, чем Омикрон, даже в его неприятной форме ВА.2. Он может и быстрее распространяться, и вызывать более тяжелые формы заболевания. Но это может оказаться и не так, и развитие вируса пойдет по иному пути. Необходимо не ослаблять внимания и тщательно отслеживать все изменения. Наблюдения показывают, что Омикрон очень сильно отличается от того первого вируса, с которого все началось в Китае в 2019 году. А его разновидность ВА.2 сильно отличается от самого Омикрона.
Омикрон ВА.2 научился «обманывать» ПЦР-тесты, из-за чего его труднее обнаружить, и нам еще предстоит поработать, чтобы секвенировать этот вирус и разработать методы его обнаружения. Я думаю, что этой разновидности стоит присвоить следующую букву алфавита, настолько он отличен от Омикрона.
Этот вирус на 30% более заразен, и доминирует во многих странах. Однако нельзя не признать, что при этом снижается количество госпитализаций и случаев тяжелого течения заболевания. Если не считать Данию, где при преобладании именно штамма Омикрон ВА.2 число госпитализаций и летальных случаев растет, что еще раз напоминает нам о непредсказуемости коронавируса и его способности удивлять.
Однако и наша иммунная система развивается и учится. И надо помочь ей, соглашаясь на вакцинацию и бустерные прививки, не прекращая носить маски и чаще мыть руки.
Директор Европейского отделения Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Ханс Клюге предполагает, что после стихания волны Омикрона мир ожидает передышка, или, в самом лучшем случае, окончание пандемии. Поэтому по рекомендации ВОЗ во многих странах снимают многие ограничения, связанные с угрозой распространения инфекции.
С чиновником ВОЗ осторожно соглашаются и многие эксперты.
Омикрон вызывает почти в 10 раз меньше летальных исходов по сравнению с Дельтой. Данные серологических исследований населения ЮАР показывают, что с каждой новой волной Омикрона увеличивается количество непривитых людей — носителей антител к SARS-CoV-2. При такой тенденции вряд ли следует ожидать увеличения уровня смертности или даже госпитализаций. Но иммунитет со временем ослабевает, и поэтому давать какие-либо долгосрочные прогнозы преждевременно.
Примерно так же высказываются и российские ученые и врачи, ожидая спада пандемии, но с вероятностью появления к концу года нового смертоносного штамма.
Врач-биофизик Нелли Соседова полагает, что скорость мутаций Омикрона допускает возможность появления нового опасного штамма у началу следующего года. Но при этом, возможно заболевание будет протекать в боле легкой форме. Это «выгодно» в первую очередь самому вирусу, по мнению врача. Вирус является своего рода паразитом, которому выгоднее не гибель «хозяина», а его жизнь. Иначе вирус погибнет вместе со своим носителем, и никого больше не заразит.
Врач инфекционист, вирусолог Георгий Викулов также предполагает в течение ближайших дней спад заболеваемости. Что и подтверждается, и наиболее наглядным доказательством того является снятие многих ограничений в больших городах. Однако, это не стоит считать окончанием пандемии, так как вирус Омикрон способен вызывать тяжелое течение болезни у людей из групп риска: тех, кто страдает бронхиальной астмой, сахарным диабетом, избыточным весом, различными иммунодефицитными состояниями, а также у женщин, вынашивающих ребёнка у ослабленных детей.
По мнению инфекциониста Евгения Тимакова, в ближайшие годы ожидать объявления об окончании пандемии не стоит, так как болезнь будет то отступать, то возвращаться.
Вирусолог Михаил Щелканов, директор НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Сомова, уверен, что Омикроном все не закончится, будут и новые штаммы, потому что эволюция вируса не останавливается, да и наша иммунная система не стоит на месте. Особенно важное значение, по мнению врача, имеет количество вакцинированных людей, потому что уровень коллективного иммунитета может иметь решающее значение. Вероятнее всего, новый штамм будет еще более заразным, но менее летальным, и в конце концов станет одним из группы коронавирусов, которые уже циркулируют в человеческом обществе, вызывая сезонные ОРВИ.
Так что прощаться с коронавирусом и махать ему платочком рано. Эксперты сходятся на том, что еще от одного до трех лет пандемия будет оставаться с нами. И только потом, вероятно, пополнит ряды сезонных ОРВИ, о которых вы можете прочитать в статье «Как избежать ОРВИ в сезон простуд?».