Что такое заикание
Заикание – это прерывание речевого потока. Оно может выражаться следующим образом:
- Повторение звуков, слогов, коротких слов: «па-па-паровоз».
- Протягивание слогов или слов: «еееееееееехать».
- Блокирование отдельных звуков: «е_ехать».
При этом заикающийся может пытаться помочь себе, используя для большей убедительности мимику, глаза, руки и другие части тела. Степень выраженности заикания сильно зависит от окружающих обстоятельств, может даже случиться, так что ребёнок дома разговаривает почти без ошибок, а в общественном месте не способен произнести ни слова.
Заикание как этап детского развития
Нельзя путать заикание с определенной неравномерностью речи – нормальным явлением, встречающимся в развитии детей в период с 3 до 4 лет. В этом возрасте малыш осваивает артикуляцию, и нет ничего страшного, если он испытывает некоторые затруднения при произнесении тех или иных слогов и слов. Если не демонстрировать сильной озабоченности, проблема уйдет сама по себе. Так происходит, по крайней мере у ¾ всех детей.
Не существует какой-то единой для всех причины возникновения заикания. Обычно это случается из-за сочетания различных факторов: генетического, физиологического, психологического, социального и речевого. Давно замечено, что психологическое давление само по себе не является причиной заикания, но способно его значительно усиливать. И именно этот факт должны взять на вооружение родители, желающие помочь своем ребёнку нормально заговорить.
Как помочь ребёнку при заикании
Старайтесь задавать ребёнку как можно меньше вопросов. Пытайтесь заменить их просьбами, предположениями и т.д. Говорите, например, не «ты хочешь поиграть?», а лучше «я разложила игрушки на столе, может ты захочешь ими поиграть»,
Пытайтесь избегать ситуаций, в которых ребёнок призывается к разговору. Не принуждайте его рассказать стихотворение перед публикой, выступить с песней, повторить за вами ту или иную фразу. Не торопите его, не заглядывайте ему в рот, если он что-то рассказывает, спокойно дождитесь окончания фразы, психология человека устроена так, что ее легко блокировать завышенными ожиданиями.
Запомните, что каждое прерывание речи для такого ребёнка означает прикладывание новой порции усилий, необходимым, чтобы снова начать говорить. Старайтесь больше вслушиваться в содержание речи, а не в ее оформление. По возможности сохраняйте контакт глазами, пока малыш не скажет все, что хотел. Взгляд взрослого для него как ниточка, которая помогает уме не утонуть в собственном заикании.
Если заикание не является кратковременным этапом детского развития, и не проходит само по себе, необходимо обратиться за советом врача-логопеда, который сможет найти профессиональное решение данной проблемы.