Адекватная самооценка позволяет человеку чувствовать себя комфортно в обществе. Уверенные в себе люди знают о своих возможностях и не боятся реализовывать их. Важно, что и ошибки воспринимаются ими спокойно. Из каждой неудачи можно извлечь опыт и использовать его для роста и самосовершенствования. Умение не заниматься самоедством, любить и уважать себя некоторые люди не могут развить всю жизнь. Проблемы часто тянутся из детства: родители, учителя, тренеры не всегда находят ключ к детскому внутреннему миру. Чтобы ребёнок рос уверенным в себе, с ним не стоит обращаться как с бесправным малышом. Разговор на равных и справедливое отношение помогает вырасти не закомплексованному человеку.
Причины низкой самооценки ребёнка
Большинство людей склонны проявлять неуверенность в себе, особенно в детские годы. Она вызвана недостатком опыта, страхом провала, юношеским максимализмом. Школьники часто боятся выделяться, быть не как все. Дети чувствуют, когда кто-то отличается от них происхождением, верой или материальным положением, и могут проявлять жестокость, издеваясь над чужаком.
Есть люди от природы более застенчивые, чем окружающие. Их часто можно определить по тихому голосу, сбивчивой речи, неприметной одежде. С врожденными особенностями характера и темпераментом работать труднее, поэтому лучше начинать это делать в юном возрасте.
Отношения с родителями, братьями, сестрами влияют на восприятие себя и окружающих. Когда малыш обделен вниманием, ему приходится самому бороться с внутренними противоречиями, кризисами и страхами. Не играет роли, по какой причине родители не находят времени и возможности поговорить с детьми. Но если это затягивается, наступают неприятные последствия.
Единичные случаи, неудачи могут надолго западать в душу. Если ребёнок скрытен, он не захочет ни с кем ими делиться и не сможет до конца справиться с проблемой. А также, научиться правильной реакции на плохие оценки, конфликты, поражения на соревнованиях.
Социализация, поиск места для себя в коллективе — важный этап в самопознании. Детство часто не безоблачно. У мальчиков и девочек есть потребности: они хотят, чтобы с ними дружили и тяжело воспринимают одиночество. Неспособность найти себе друга может вызывать чувство неуверенности, озлобленности или отчужденности.
Возможные последствия неуверенности в себе
Неуверенный в своих силах взрослый или ребёнок испытывает много переживаний. Злость на себя, разочарование, новые страхи могут не отпускать даже в моменты счастья. Люди, которые постоянно себя в чем-то винят, часто сознательно лишают себя удовольствий, считая, что не заслужили отдыха. Так издеваются над собой не только взрослые люди, но и дети.
С виду благополучные отличники часто очень самокритичны и отказываются от похода в кино из-за тройки по математике. Даже если взрослые не упрекают их, они сами выступают в роли судьи. Как следствие — физическое перенапряжение, эмоциональное выгорание, апатия, проблемы с аппетитом и сном.
Упуская момент, не замечая, что ребёнок теряет веру в себя, можно вырастить эмоционально нестабильного человека. Он либо будет прятать эмоции, либо выражать их слишком импульсивно, подолгу живя в стрессе.
Непослушание, отсутствие близости и доверия в отношениях с родственниками, непонимание и конфликты часто происходят в подростковом возрасте. Они могут быть вызваны не столько желанием молодого человека противопоставлять себя окружающим, сколько его комплексами. Желая скрыть собственную ранимость и обиды, ребёнок неосознанно отдаляется от любимых людей.
Неуверенным в себе людям труднее состояться в профессии, семейной жизни. Они могут либо проявлять грубость, стремясь скрыть свои страхи, либо быть слишком скромными. Обе крайности отравляют жизнь и общение.
Как развить веру в себя с детства?
Детство — это время, когда закладывается фундамент восприятия себя как личности. То, насколько родители уважительно и внимательно относятся к ребёнку, влияет и на их отношения и на его будущую жизнь.
Можно с ранних лет разговаривать с малышом, как со взрослым, спрашивать его мнения по разным вопросам. Хвалить его не абстрактно, а конкретизируя, в чем именно он преуспел. Так он узнает свои сильные и слабые стороны.
Доверительное общение предполагает признание родителями собственных ошибок. Можно рассказывать, что тоже бывает страшно выступать перед аудиторией, делать важные звонки. Или как неловко отстаивать свои права, отвечать на грубость незнакомых людей. Можно обсуждать с ребёнком, что бы сделал он в той или иной ситуации.
Стоит объяснять детям, что прибегать к помощи и советам — это не значит проявлять слабость. Сильные, уверенные в себе люди готовы учиться новому и признавать, что чего-то не знают.
Уверенность в себе рождается из веры в незыблемость отношений с родителями. Если ребёнок знает, что независимо от результата в любой из сфер жизни он нужен, важен и любим, то ему проще переживать неудачи.
Основные ошибки, совершаемые родителями при воспитании детей
Воспитание детей — сложный процесс, которому не учат каждого родителя. Многое делается по принципу, как у самого было в детстве.
Привычка стыдить ребёнка, особенно на людях, сравнивать его с другими воспринимается многими взрослыми как норма. Это травмирует детскую психику. Постоянные одергивания и запреты с младенческого возраста лишают ребёнка решительности. Тотальный контроль отбивает желание проявлять инициативу и самостоятельность.
Неадекватное поведение взрослых в моменты конфликтов: крики, угрозы, шантаж, давление, применение физического насилия — не педагогичны. Ребёнок становится запуганным, замкнутым и подавленным. Или, наоборот, агрессивным и неуправляемым. Это защитная реакция на несправедливость и жестокость взрослых.
Стоит давать себе время остыть, если ситуация выходит из-под контроля, больше говорить о собственных чувствах: огорчении, разочаровании, стыде из-за конкретного поступка сына или дочери, а не вешать на них ярлыки. Выразив свое отношение к происходящему, можно поинтересоваться мнением ребёнка.
Для того, чтобы дети чувствовали, что справляются с поручениями и обязанностями, не стоит требовать от них слишком многого, перегружать их. Даже если их не упрекают при неудаче, они сами могут сделать неутешительные выводы.
Нежелание подчиняться воле родителей, есть предлагаемую пищу, носить купленную одежду может проявляться еще в детском саду. Терпение помогает правильно реагировать на детские отказы. Иногда за ними стоит простое желание проявлять самостоятельность. Можно давать ребёнку свободу выбора в допустимых рамках: например, позволить выбрать любимую шапку для прогулки зимой, съесть другой содержащий клетчатку продукт взамен брокколи. Ощущение собственной значимости начинается с мелочей.