Маленький ребёнок обладает элементами мышления, соответствующими его возрасту. Развитие новорожденного осуществляется поэтапно. С момента появления на свет он реагирует на события окружающего мира — плачет, когда ощущает дискомфорт или голод, позже осваивает улыбку, гуление, узнает близких ему людей.
Когда ребёнок подрастает, он успешно осваивает управление своими эмоциями — радуется при виде лица матери и приходит в активность, отвечает на ее ласковый голос и пугается в ответ на громкий звук или крики со стороны. Все эти новые реакции говорят о том, что ребёнок развивается в соответствии с возрастной нормой и его познавательные процессы формируются вместе с ним — память, внимание, воображение, мышление, восприятие.
Малыш растет, стремится познавать мир, приобретает новые умения и навыки. По мере его взросления родители задумываются, что способствует развитию мыслительных процессов ребёнка и как они могут создать условия для их развития. По этим причинам в настоящее время создано огромное и разнообразное количество развивающих клубов и детских центров, обеспечивающих раннее развитие детей.
В данной статье можно получить подробную информацию о том, что способствует развитию мышления у маленьких детей и на какие психические и познавательные процессы стоит обратить внимание матери и отцу, чтобы ребёнок развивался в соответствии со своим возрастом и имел высокий уровень мышления.
Когда развивается мышление ребёнка?
Дети приходят в этом мир в первый раз. Все, с чем они, будучи малышами, однажды знакомятся, перед ними предстает впервые. Этим объясняются такие реакции ребёнка, подчас непонятные взрослым людям, как: ребёнок с замиранием дыхания любуется облаком, морем или пристально рассматривает жука, ползущего по травинке. Другой пример: почти все дети годовалого возраста с удовольствием размазывают кашу по столу, стенам, своему лицу или одежде — они видят ее впервые и им неимоверно интересно то, что она собой представляет, и какие опыты с ней можно проводить. Естественно, ребёнок не задумывается специально над подобными вопросами — все манипуляции с окружающими предметами или явлениями, он проделывает бессознательно. Однако во время наблюдения, общения или игры, все его психические и познавательные процессы нацелены только на одно: изучить, как это устроено — в это время происходит мощный толчок в развитии.
Возможно, по этой причине маленькие дети часто ломают дорогие игрушки, которые им дарят взрослые — они разбирают их, раскручивают и даже разбивают вдребезги, приходя в восторг от того, как умеют видоизменяться вещи под их воздействием.
Именно в такие моменты мышление работает со всей силы — получив информацию на личном опыте, дети запоминают, усваивают и мыслят лучше, нежели когда им что-то активно рассказывают или показывают со стороны.
Однако внешняя помощь ни в коем случае не может быть обесценена — если рядом с ребёнком, когда он изучает окружающий мир, не будет взрослого, который терпелив, проявляет доверие, хорошо знает ребёнка, поддерживает и объясняет ему, как все устроено, то самостоятельный обучающий процесс не принесет много пользы.
Маленькие дети развиваются, когда взаимодействуют с окружающим миром, а взрослый человек является для них опорой, авторитетом и «переводчиком» реальности на детский язык чувств и ощущений.
Общение с матерью
Мать ребёнка — первый и самый важный учитель в его жизни. Благодаря общению с ней он не только чувствует себя радостно и спокойно, но также развивается в интеллектуальном плане. Для того чтобы дети обладали высоким уровнем развития мышления, должна быть удовлетворена их главная потребность в безопасности, уходе, любви и принятии.
Когда мать эмоционально холодна, не дает малышу достаточно телесной ласки и внимания, его мозг не способен настроиться на изучение окружающего мира — он занят тем, что постоянно переживает внутреннюю тревогу и ждет, что, наконец, станет нужен и важен.
Мать должна стать для малыша тем самым взрослым, который находится рядом с ребёнком, чтобы оберегать его безопасность, пока он изучает окружающий мир, развивая свое мышление, и в то же время отпускает от себя, позволяя делать первые самостоятельные шаги.
Игра в жизни детей
Когда взрослые играют с ребёнком в самые разные игры, они всецело способствуют тому, чтобы его мышление развивалось. О важности игры в жизни малышей сказано много слов, играя, они преумножают опыт взаимодействия с окружающими предметами, понимают явления, устанавливают причинно-следственные связи, проводят анализ, сравнивают, моделируют новые ситуации и создают идеи — это лучшая платформа для развития детского интеллекта.
Дети и речь
Связная речь — важный показатель мыслительной деятельности. Однако родители должны знать, что ее отсутствие или позднее развитие совсем не обязательно говорит об отставании мышления у детей, а активные занятия по ее формированию помогают ребёнку мыслить ясно и становиться умнее.
Развивать речь ребёнка дома — это постоянно разговаривать с ним, приучать к развернутым ответам, исправлять слова, читать и пересказывать вместе с ним сказки, стихи, потешки, заучивать пословицы, поговорки, употреблять их в собственной речи.
Любовь к чтению — одно из условий развития грамотной речи и формирования высокого уровня интеллекта. Чаще всего дети любят читать в тех семьях, где видят родителей, проводящих вечера с книгой в руках.
Читать друг другу, читать по ролям, приводить примеры поведения героев из книг, обращаться за вопросами к любимым авторам или сказкам — еще один залог того, что дети в семье вырастут с высокой интеллектуальной грамотностью.
Родители или развивающий центр?
Стоит ли отдавать ребёнка на развивающие мышления занятия, когда ему еще совсем мало лет — до года или чуть больше? Этим вопросом задаются многие родители, когда заботятся о том, чтобы малыш был отлично развит, и мог легко учиться в школе.
Живого и теплого общения, исходящего от матери и отца ребёнку, особенно нежного раннего возраста не может заменить ни один развивающий центр с самыми высокими показателями развития. Дополнительные занятия пойдут на пользу детям тогда, когда им хватает внимания и любви в семье и при условии, что уроки с педагогами не станут чрезмерной нагрузкой для детской психики.