Что отвечает за развитие мышления у ребенка?

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Маленький ребёнок обладает элементами мышления, соответствующими его возрасту. Развитие новорожденного осуществляется поэтапно. С момента появления на свет он реагирует на события окружающего мира — плачет, когда ощущает дискомфорт или голод, позже осваивает улыбку, гуление, узнает близких ему людей.

Когда ребёнок подрастает, он успешно осваивает управление своими эмоциями — радуется при виде лица матери и приходит в активность, отвечает на ее ласковый голос и пугается в ответ на громкий звук или крики со стороны. Все эти новые реакции говорят о том, что ребёнок развивается в соответствии с возрастной нормой и его познавательные процессы формируются вместе с ним — память, внимание, воображение, мышление, восприятие.

Малыш растет, стремится познавать мир, приобретает новые умения и навыки. По мере его взросления родители задумываются, что способствует развитию мыслительных процессов ребёнка и как они могут создать условия для их развития. По этим причинам в настоящее время создано огромное и разнообразное количество развивающих клубов и детских центров, обеспечивающих раннее развитие детей.

В данной статье можно получить подробную информацию о том, что способствует развитию мышления у маленьких детей и на какие психические и познавательные процессы стоит обратить внимание матери и отцу, чтобы ребёнок развивался в соответствии со своим возрастом и имел высокий уровень мышления.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Когда развивается мышление ребёнка?

Когда развивается мышление ребёнка?

Дети приходят в этом мир в первый раз. Все, с чем они, будучи малышами, однажды знакомятся, перед ними предстает впервые. Этим объясняются такие реакции ребёнка, подчас непонятные взрослым людям, как: ребёнок с замиранием дыхания любуется облаком, морем или пристально рассматривает жука, ползущего по травинке. Другой пример: почти все дети годовалого возраста с удовольствием размазывают кашу по столу, стенам, своему лицу или одежде — они видят ее впервые и им неимоверно интересно то, что она собой представляет, и какие опыты с ней можно проводить. Естественно, ребёнок не задумывается специально над подобными вопросами — все манипуляции с окружающими предметами или явлениями, он проделывает бессознательно. Однако во время наблюдения, общения или игры, все его психические и познавательные процессы нацелены только на одно: изучить, как это устроено — в это время происходит мощный толчок в развитии.

Возможно, по этой причине маленькие дети часто ломают дорогие игрушки, которые им дарят взрослые — они разбирают их, раскручивают и даже разбивают вдребезги, приходя в восторг от того, как умеют видоизменяться вещи под их воздействием.

Именно в такие моменты мышление работает со всей силы — получив информацию на личном опыте, дети запоминают, усваивают и мыслят лучше, нежели когда им что-то активно рассказывают или показывают со стороны.

Однако внешняя помощь ни в коем случае не может быть обесценена — если рядом с ребёнком, когда он изучает окружающий мир, не будет взрослого, который терпелив, проявляет доверие, хорошо знает ребёнка, поддерживает и объясняет ему, как все устроено, то самостоятельный обучающий процесс не принесет много пользы.

Маленькие дети развиваются, когда взаимодействуют с окружающим миром, а взрослый человек является для них опорой, авторитетом и «переводчиком» реальности на детский язык чувств и ощущений.

Общение с матерью

Мать ребёнка — первый и самый важный учитель в его жизни. Благодаря общению с ней он не только чувствует себя радостно и спокойно, но также развивается в интеллектуальном плане. Для того чтобы дети обладали высоким уровнем развития мышления, должна быть удовлетворена их главная потребность в безопасности, уходе, любви и принятии.

Когда мать эмоционально холодна, не дает малышу достаточно телесной ласки и внимания, его мозг не способен настроиться на изучение окружающего мира — он занят тем, что постоянно переживает внутреннюю тревогу и ждет, что, наконец, станет нужен и важен.

Мать должна стать для малыша тем самым взрослым, который находится рядом с ребёнком, чтобы оберегать его безопасность, пока он изучает окружающий мир, развивая свое мышление, и в то же время отпускает от себя, позволяя делать первые самостоятельные шаги.

Игра в жизни детей

Когда взрослые играют с ребёнком в самые разные игры, они всецело способствуют тому, чтобы его мышление развивалось. О важности игры в жизни малышей сказано много слов, играя, они преумножают опыт взаимодействия с окружающими предметами, понимают явления, устанавливают причинно-следственные связи, проводят анализ, сравнивают, моделируют новые ситуации и создают идеи — это лучшая платформа для развития детского интеллекта.

Дети и речь

Связная речь — важный показатель мыслительной деятельности. Однако родители должны знать, что ее отсутствие или позднее развитие совсем не обязательно говорит об отставании мышления у детей, а активные занятия по ее формированию помогают ребёнку мыслить ясно и становиться умнее.

Развивать речь ребёнка дома — это постоянно разговаривать с ним, приучать к развернутым ответам, исправлять слова, читать и пересказывать вместе с ним сказки, стихи, потешки, заучивать пословицы, поговорки, употреблять их в собственной речи.

Любовь к чтению — одно из условий развития грамотной речи и формирования высокого уровня интеллекта. Чаще всего дети любят читать в тех семьях, где видят родителей, проводящих вечера с книгой в руках.

Читать друг другу, читать по ролям, приводить примеры поведения героев из книг, обращаться за вопросами к любимым авторам или сказкам — еще один залог того, что дети в семье вырастут с высокой интеллектуальной грамотностью.

Родители или развивающий центр?

Родители или развивающий центр?

Стоит ли отдавать ребёнка на развивающие мышления занятия, когда ему еще совсем мало лет — до года или чуть больше? Этим вопросом задаются многие родители, когда заботятся о том, чтобы малыш был отлично развит, и мог легко учиться в школе.

Живого и теплого общения, исходящего от матери и отца ребёнку, особенно нежного раннего возраста не может заменить ни один развивающий центр с самыми высокими показателями развития. Дополнительные занятия пойдут на пользу детям тогда, когда им хватает внимания и любви в семье и при условии, что уроки с педагогами не станут чрезмерной нагрузкой для детской психики.

Читайте также

Развитие мышления детей 5-6 лет
Как развить мышление у детей в возрасте 5-6 лет? Какие игры и упражнения использовать в обучении? Читайте интересные советы в нашей статье.
Игры, развивающие мышление ребенка
Какие игры способствуют развитию мышления у детей? Как развивается мышление у детей разных возрастов? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.
Скороговорки и фразеологизмы — клад для развития речи ребенка
Как добиться четкого произношения звуков с помощью скороговорок и наполнить речь фразеологизмами, расскажет логопед!
Забавные игры для развития мышления у детей младшего школьного возраста
Для развития мышления детей младшего школьного возраста полезно играть с ними в различные игры.
Упражнения на развитие мышления у младших школьников
Как помочь младшим школьникам развить словесно-логическое мышление? Какие задачи, игры и упражнения можно использовать для этой цели?
Развивающие занятия для детей – в чем опасность?
Мода на раннее и дополнительное развитие ребенка постоянно растет. Так ли необходимы ребенку всевозможные кружки и уроки? В чем опасность «развивашек» и частных школ?
Опубликовано 14.01.2018 12:48, обновлено 17.04.2020 18:38
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Практическое мышление: субъектная детерминация / Корнилов Ю.К., Драпак Е.В. // Психологический журнал 2010 Т. 31 №2
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Почему вам не хватает энергии? Витамины группы B — ключ к бодрости и ясному уму!

Хроническая усталость и постоянный туман в голове? Возможно, вашему организму не хватает витаминов группы B

Колики у малышей: полезные советы родителям

С коликами, так или иначе, сталкивается подавляющее большинство родителей совершенно здоровых малышей в раннем возрасте.

Малыш, родители и колики: как пережить 100 дней плача?

Часто первой проблемой, пугающей молодых родителей, становятся колики у малыша. Как помочь детям при боли в животике, читайте на MedAboutMe.