Что отвечает за развитие мышления у ребенка?

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Маленький ребёнок обладает элементами мышления, соответствующими его возрасту. Развитие новорожденного осуществляется поэтапно. С момента появления на свет он реагирует на события окружающего мира — плачет, когда ощущает дискомфорт или голод, позже осваивает улыбку, гуление, узнает близких ему людей.

Когда ребёнок подрастает, он успешно осваивает управление своими эмоциями — радуется при виде лица матери и приходит в активность, отвечает на ее ласковый голос и пугается в ответ на громкий звук или крики со стороны. Все эти новые реакции говорят о том, что ребёнок развивается в соответствии с возрастной нормой и его познавательные процессы формируются вместе с ним — память, внимание, воображение, мышление, восприятие.

Малыш растет, стремится познавать мир, приобретает новые умения и навыки. По мере его взросления родители задумываются, что способствует развитию мыслительных процессов ребёнка и как они могут создать условия для их развития. По этим причинам в настоящее время создано огромное и разнообразное количество развивающих клубов и детских центров, обеспечивающих раннее развитие детей.

В данной статье можно получить подробную информацию о том, что способствует развитию мышления у маленьких детей и на какие психические и познавательные процессы стоит обратить внимание матери и отцу, чтобы ребёнок развивался в соответствии со своим возрастом и имел высокий уровень мышления.

Топ-10 ранних симптомов рака

Большинство видов рака на ранних стадиях уже проявляют себя. Но эти симптомы часто схожи с проявлениями других болезней. Когда надо обратиться к врачу?

Когда развивается мышление ребёнка?

Когда развивается мышление ребёнка?

Дети приходят в этом мир в первый раз. Все, с чем они, будучи малышами, однажды знакомятся, перед ними предстает впервые. Этим объясняются такие реакции ребёнка, подчас непонятные взрослым людям, как: ребёнок с замиранием дыхания любуется облаком, морем или пристально рассматривает жука, ползущего по травинке. Другой пример: почти все дети годовалого возраста с удовольствием размазывают кашу по столу, стенам, своему лицу или одежде — они видят ее впервые и им неимоверно интересно то, что она собой представляет, и какие опыты с ней можно проводить. Естественно, ребёнок не задумывается специально над подобными вопросами — все манипуляции с окружающими предметами или явлениями, он проделывает бессознательно. Однако во время наблюдения, общения или игры, все его психические и познавательные процессы нацелены только на одно: изучить, как это устроено — в это время происходит мощный толчок в развитии.

Возможно, по этой причине маленькие дети часто ломают дорогие игрушки, которые им дарят взрослые — они разбирают их, раскручивают и даже разбивают вдребезги, приходя в восторг от того, как умеют видоизменяться вещи под их воздействием.

Именно в такие моменты мышление работает со всей силы — получив информацию на личном опыте, дети запоминают, усваивают и мыслят лучше, нежели когда им что-то активно рассказывают или показывают со стороны.

Однако внешняя помощь ни в коем случае не может быть обесценена — если рядом с ребёнком, когда он изучает окружающий мир, не будет взрослого, который терпелив, проявляет доверие, хорошо знает ребёнка, поддерживает и объясняет ему, как все устроено, то самостоятельный обучающий процесс не принесет много пользы.

Маленькие дети развиваются, когда взаимодействуют с окружающим миром, а взрослый человек является для них опорой, авторитетом и «переводчиком» реальности на детский язык чувств и ощущений.

Общение с матерью

Мать ребёнка — первый и самый важный учитель в его жизни. Благодаря общению с ней он не только чувствует себя радостно и спокойно, но также развивается в интеллектуальном плане. Для того чтобы дети обладали высоким уровнем развития мышления, должна быть удовлетворена их главная потребность в безопасности, уходе, любви и принятии.

Когда мать эмоционально холодна, не дает малышу достаточно телесной ласки и внимания, его мозг не способен настроиться на изучение окружающего мира — он занят тем, что постоянно переживает внутреннюю тревогу и ждет, что, наконец, станет нужен и важен.

Мать должна стать для малыша тем самым взрослым, который находится рядом с ребёнком, чтобы оберегать его безопасность, пока он изучает окружающий мир, развивая свое мышление, и в то же время отпускает от себя, позволяя делать первые самостоятельные шаги.

Игра в жизни детей

Когда взрослые играют с ребёнком в самые разные игры, они всецело способствуют тому, чтобы его мышление развивалось. О важности игры в жизни малышей сказано много слов, играя, они преумножают опыт взаимодействия с окружающими предметами, понимают явления, устанавливают причинно-следственные связи, проводят анализ, сравнивают, моделируют новые ситуации и создают идеи — это лучшая платформа для развития детского интеллекта.

Дети и речь

Связная речь — важный показатель мыслительной деятельности. Однако родители должны знать, что ее отсутствие или позднее развитие совсем не обязательно говорит об отставании мышления у детей, а активные занятия по ее формированию помогают ребёнку мыслить ясно и становиться умнее.

Развивать речь ребёнка дома — это постоянно разговаривать с ним, приучать к развернутым ответам, исправлять слова, читать и пересказывать вместе с ним сказки, стихи, потешки, заучивать пословицы, поговорки, употреблять их в собственной речи.

Любовь к чтению — одно из условий развития грамотной речи и формирования высокого уровня интеллекта. Чаще всего дети любят читать в тех семьях, где видят родителей, проводящих вечера с книгой в руках.

Читать друг другу, читать по ролям, приводить примеры поведения героев из книг, обращаться за вопросами к любимым авторам или сказкам — еще один залог того, что дети в семье вырастут с высокой интеллектуальной грамотностью.

Родители или развивающий центр?

Родители или развивающий центр?

Стоит ли отдавать ребёнка на развивающие мышления занятия, когда ему еще совсем мало лет — до года или чуть больше? Этим вопросом задаются многие родители, когда заботятся о том, чтобы малыш был отлично развит, и мог легко учиться в школе.

Живого и теплого общения, исходящего от матери и отца ребёнку, особенно нежного раннего возраста не может заменить ни один развивающий центр с самыми высокими показателями развития. Дополнительные занятия пойдут на пользу детям тогда, когда им хватает внимания и любви в семье и при условии, что уроки с педагогами не станут чрезмерной нагрузкой для детской психики.

Он-Клиник
6 филиалов
Вызов детского врача на дом
4950 руб.
Консультация врача-педиатра
2450 руб.
Справка 026/у (дошкольная)
11950 руб.
Справка 026/у (школьная)
14950 руб.
Справка 086/у
12880 руб.
Медси
63 филиала
Вызов педиатра на дом
3900 руб.
Консультация врача-педиатра
5400 руб.
Справка 026-У (дошкольная)
19900 руб.
Справка 026-У (школьная)
39900 руб.
Справка 086-У
17900 руб.

Читайте также

Развитие мышления детей 5-6 лет
Как развить мышление у детей в возрасте 5-6 лет? Какие игры и упражнения использовать в обучении? Читайте интересные советы в нашей статье.
Игры, развивающие мышление ребенка
Какие игры способствуют развитию мышления у детей? Как развивается мышление у детей разных возрастов? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.
Скороговорки и фразеологизмы — клад для развития речи ребенка
Как добиться четкого произношения звуков с помощью скороговорок и наполнить речь фразеологизмами, расскажет логопед!
Забавные игры для развития мышления у детей младшего школьного возраста
Для развития мышления детей младшего школьного возраста полезно играть с ними в различные игры.
Упражнения на развитие мышления у младших школьников
Как помочь младшим школьникам развить словесно-логическое мышление? Какие задачи, игры и упражнения можно использовать для этой цели?
Развивающие занятия для детей – в чем опасность?
Мода на раннее и дополнительное развитие ребенка постоянно растет. Так ли необходимы ребенку всевозможные кружки и уроки? В чем опасность «развивашек» и частных школ?
Опубликовано 14.01.2018 12:48, обновлено 17.04.2020 18:38
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Практическое мышление: субъектная детерминация / Корнилов Ю.К., Драпак Е.В. // Психологический журнал 2010 Т. 31 №2
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Лекарства для химиотерапии: механизм лечения болезни

При выявлении онкологического заболевания в комплексе лечения нередко используют химиотерапию, что это?

Химиотерапия: что это такое?

Химиотерапия применяется для борьбы со злокачественными опухолями, расположенными в разных частях тела. Что же при этом происходит?

Топ-10 ранних симптомов рака

Большинство видов рака на ранних стадиях уже проявляют себя. Но эти симптомы часто схожи с проявлениями других болезней. Когда надо обратиться к врачу?

Как укрепить иммунитет ребенка: полезные продукты питания

В детском возрасте иммунная система особенно уязвима. Чтобы укрепить детский иммунитет, нужно прежде всего наладить правильное питание.

Консервативное лечение варикозного расширения вен

Сегодня существует множество методов лечения варикозного расширения вен. Особенно часто к ним прибегают женщины, так как это и косметический дефект, и серьезное страдание.

Цистит: из-за чего возникает и как его лечить

Цистит – воспалительный процесс, локализующийся в мочевом пузыре. Соблюдение мер профилактики поможет избежать развития заболевания.

Как усилить выработку желчи: продукты, напитки, приёмы

Эффективные и безопасные методы усиления выработки желчи в желчном пузыре. Как запустить образование желчи, чтобы кишечник хорошо работал.

Детокс в межсезонье: почему вам нужна осенняя программа детоксикации и где её проходить?

Осенняя перезагрузка: как детокс-программа поможет укрепить иммунитет перед холодами

Невирусный гепатит: как защитить печень

Мы привыкли относить гепатит к вирусным заболеваниям. Однако воспаление печени может быть вызвано вовсе не инфекцией

Продукты, которые любит печень

Испытывая проблемы со здоровьем, мы обычно горестно сетуем на сумасшедший ритм жизни, при этом, как правило, совершенно не задумываясь о том, что большинство малоприятно складывающихся обстоятельств - прямое следствие нашего отношения к себе и образу своего бытия.