Паразиты — существа неприятные. И те, что обитают снаружи, и особенно те, что селятся без разрешения внутри организма. Никому не хочется обзавестись подобными «жильцами». Не просто так весь интернет набит под завязку рекламой «чудодейственных средств» от всевозможных паразитов, причем продавцы настойчиво убеждают потенциальных покупателей, что такие непременно есть и в большом количестве. Многие верят.
А иногда это превращается в самое настоящее расстройство психики, при котором больной уверен, что его атакуют насекомые и глисты, но только никому не удается их обнаружить...
MedAboutMe рассказывает о бреде заражения паразитами: почему он развивается и почему его так трудно лечить.
Синдром Экбома: что это такое?
Симптомы странного бредового расстройства, при котором больному кажется, что по его коже или под ней ползают маленькие букашки, блохи, вши, жуки и прочая «насекомая нечисть», описывали еще в 19 веке. Но первое, наиболее полное описание недуга появилось в 1938 году, автором его был шведский невролог Карл Аксель Экбом, чье имя сегодня и носит синдром.
Впрочем, это состояние известно также и под другими названиями: паразитозный или дерматозойный бред, хронический тактильный галлюциноз, зоопатическая навязчивость, паразитофобический нейродерматит и др.
В чем проявляется это расстройство?
Больной абсолютно уверен в том, что он заражен внешними или внутренними паразитами, которые ползают по коже или копошатся где-то внутри, причиняя дискомфорт. Человек может жаловаться на то, что паразиты обитают на коже головы, гениталий, рук, ног, собираются в глазах, ушах или во рту, заползают в анус или живут с складках кожи. При этом никому другому не удается обнаружить ничего, что подтверждало бы наличие паразитов.
Больной старательно собирает «факты», подтверждающие его правоту. Это могут быть мелкий мусор, частицы кожи и волос, катышки с одежды, которые больной считает фрагментами «паразитов», их яйцами или следами жизнедеятельности. Все «доказательства» страдалец собирает в коробочки, конверты, тщательно подписывает и приносит для анализа. Это поведение носит название «синдрома спичечного коробка», так ведут себя около четверти из всех, у кого проявляется синдром Экбома.
Отрицательным результатам анализов и исследований пациент не верит. У него крепнет убеждение если не в некомпетентности врачей, то вообще в заговоре и злонамеренном нежелании лечить его от паразитов. Больной посещает все больше клиник и лабораторий, перестает доверять врачам и выполнять их рекомендации.
Возможны настойчивые обращения в органы санитарного контроля, постоянные попытки «оградить» окружающих от заражения теми же паразитами, самоизоляция и навязчивое стремление все время все мыть, чистить, обрабатывать инсектицидами и другими агрессивными веществами для уничтожения несуществующих насекомых. Иногда агрессивные формы самолечения могут приводить к появлению на коже бедняги самых настоящих ран и язв от применения едких и раздражающих веществ, прижигания кожи и повреждения ее ногтями или острыми предметами.
Нередко встречается и внутрисемейное распространение бреда: у части родственников могут также появляться симптомы дерматозойного бреда. Так происходит в 5-25% случаев.
Синдром Экбома считается редким заболеванием, если судить по статистике. Однако многие врачи уверены: значительная часть больных не обращается к врачам, так как не верит в их компетентность и желание оказать действительно эффективную помощь.
Люди, страдающие синдромом Экбома, предпринимают постоянные попытки избавиться от несуществующего заражения насекомыми, для чего обращаются не только к терапевтам и дерматологам, но и к энтомологам. Они думают, что специалисты по насекомым смогут обнаружить источник их неприятностей, раз уж врачам это не под силу. Однако без помощи психоневролога и психиатра, без применения нейролептиков и других специфических препаратов избавиться от навязчивого состояния не удастся.
По нашим предположениям, на самом деле дерматозойный бред не так уж и редок. Просто больные часто не желают обращаться за медицинской помощью, и тем более — за помощью психиатрической.
Кто страдает от «невидимых паразитов»?
По статистике, чаще всего это женщины старше 40 лет, в среднем заболевание начинается в возрасте около 60 лет, имеет хронический характер. Часто начало болезни имеет внезапный характер — «озарение» о моменте заражения, связанное с ложными воспоминаниями.
Синдром Экбома (СЭ) может быть симптомом других заболеваний, среди которых шизофрения, депрессия, компульсивные расстройства, фобии, дерматилломания и другие.
По результатам исследования, проведенного в клинике Майо (США), сопутствующих психических заболеваний не было только у 26% больных с синдромом Экбома. Но при этом за помощью у психиатру обращались только 50% больных.
Бред заражения паразитами нередко сочетается с другими бредовыми состояниями. Больному может казаться, что от него исходит дурной запах — изо рта, от волос, из ануса и т. д. Ему кажется, что окружающие из-за этого запаха смеются над ним и избегают его. Больной может в деталях описывать этот запах, который не чувствует никто, кроме него самого, что позволяет сделать вывод о присутствии обонятельных галлюцинаций.
Выявлена связь между СЭ и ипохондрическими расстройствами, дисморфофобией, болезнью Альцгеймера, наркоманией. При проведении МРТ часто выявляются определенные изменения в головном мозге, которые могут влиять на восприятие человеком собственного тела и на возникновение осязательных галлюцинаций.
Есть гипотезы, связывающие дерматозойный бред с половой сферой. Высказывались предположения, что толчком к развитию синдрома Экбома могут быть переживания женщины, связанные с нежелательной беременностью и ее прерыванием, стыд от потери девственности или от адюльтера, половые инфекции, остающиеся в представлении многих «стыдными болезнями». Тело в этих случаях может показаться «загрязненным», зараженным чем-то плохим. Например, паразитами. А то, что их никто не может обнаружить — так это от того, что не хотят.
В нашей практике был яркий случай проявления синдрома дерматозойного бреда. Женщина 66 лет обратилась в клинику с жалобами на заражение пауками ее тела и ее жилища. Ее беспокоил постоянный зуд. Симптомы проявились после переезда в новую квартиру. Обследование не выявило никаких нарушений или аллергии: все анализы в норме, никаких лекарств, способны вызвать подобные ощущения, женщина не принимала. У нее не было домашних животных, клопов или вшей. Она часто мылась и не испытывала проблем с гигиеной.
Пациентка меняла матрас 3 раза в месяц, постоянно занималась уборкой и чисткой дома, часто покупала новую одежду, потому что «старую съели насекомые». Она предполагала у себя чесотку или заражение какими-либо паразитами от диких уток, которые жили на озере, в котором женщина купалась. Никаких паразитов, никаких дефицитных состояний, воспалительных процессов при обследовании выявлено не было.
Вскоре женщина обратилась в клинику повторно, с жалобами на полное отсутствие эффекта от назначенного лечения и обострение болезни. Она продемонстрировала классический симптом спичечного коробка, принеся с собой коробочки с мелким мусором, и назвав их содержимое «образцами паразитов», извлеченных больной собственноручно из кожи.
Женщина поливала себя и свой дом инсектицидами, полоскала рот уксусом, и была уверена, что зловредные насекомые нападают на нее ночью. Она была одержима идеей присутствия в ее теле клопов или чего-то вроде этого. От предложения обратиться к психиатру отказалась наотрез. Через год некоторое улучшение состояния было достигнуто благодаря тому, что пациентка начала использовать специальное покрытие для мебели с эффектом защиты от клещей, а также стала прислушиваться к советам дерматолога.
Консультация психиатра была бы очень кстати, но, как и многих других больных СЭ, пациентку не удалось убедить в необходимости этого шага.
Диагностика и лечение
При обращении пациента с жалобами на паразитов, которых больше никто не видит, необходимо провести максимально полное обследование, чтобы убедиться в отсутствии органических причин ощущения «муравьев в ногах». Неприятные ощущения могут появляться при сахарном диабете, почечной недостаточности, заболеваниях печени, нехватке железа и других веществ. Кроме того, паразиты действительно могут присутствовать, хотя и не в том виде, в каком их описывает больной.
При обнаружении отклонений необходимо проводить терапию основного заболевания. В некоторых случаях дерматозойный бред может прекратиться.
В случае первичного дерматозойного бреда успешное лечение возможно только при скоординированных действиях дерматолога, терапевта и психоневролога, а также с применением специальных препаратов.
Главной задачей является убедить больного в необходимости получения консультации психиатра.
Узнать о фобиях, которыми страдают знаменитости, вы можете в статье «Чего боятся звезды? 15 странных фобий знаменитостей».