Общение с человеком, имеющим инвалидность, иногда вызывает ощущение неловкости. Кроме того, появляется опасение оскорбить собеседника неосторожным словом или действием. А ведь сами инвалиды во время посещения публичных мест нередко нуждаются в элементарной помощи, которую им, снова по неведению, не каждый способен оказать. Люди, имеющие ограниченные физические возможности — это такие же представители нашего общества, как и все мы. И в силах остальных облегчить им жизнь и сделать ее светлее.
Полезные привычки в общении с людьми, имеющими инвалидность
Чтобы общение с людьми, которые имеют ограниченные физические возможности, было приятным и не вызывало чувство неловкости, следует придерживаться рекомендаций специалиста психологии:
- В процессе знакомства с инвалидом нужно обязательно протянуть ему руку для приветствия. Даже больные, у которых имеются проблемы с двигательной активностью, способны ее пожать, и неважно — правую либо левую, как им будет удобно.
- Во время общения с нездоровым человеком говорить о его инвалидности допустимо лишь тогда, когда его физиологические проблемы являются главной темой разговора. То есть: «Что это с тобой случилось?» спрашивать точно не нужно.
- Говоря о человеке, который имеет инвалидность, некрасиво акцентировать внимание на его физиологических особенностях. Например, выражения: «мужчина без руки» или «слепая женщина» лучше не употреблять.
- При упоминании мест, которые предназначены для использования людьми с ограниченными физическими возможностями, не нужно говорить: «для инвалидов». Лучше использовать выражения: «доступное место», «удобное» или «специально приспособленное».
- Упоминая инвалида в беседе с другими или в процессе личного общения, лучше отказаться от использования фраз: «недостаток», «нетрудоспособный», «неполноценный», «калека», «ущербный», «убогий». Нужно просто пользоваться медицинскими определениями: «человек с инвалидностью» либо «инвалид».
- Если речь идет о людях, у которых со здоровьем все в порядке, не стоит при инвалиде называть их «здоровыми» либо «нормальными». Такие эпитеты вызывают у больного человека чувство ущербности и неполноценности. Лучше сказать просто: «человек, не имеющий инвалидности».
- Выстраивая общение с больным, нужно придерживаться правила — сначала человек, а уже потом его физиологические особенности. Допустим, нельзя говорить: «душевнобольной», лучше сказать: «человек с психическим заболеванием». А определение «колясочник» лучше заменить выражением «человек в инвалидной коляске».
- Определенные термины, считавшиеся ранее приемлемыми, в настоящее время могут показаться грубыми, а иногда и оскорбительными. К примеру, термин «слепой» лучше заменить словом «незрячий», а определение «хромой» — выражением «человек с больной ногой».
- И последнее важное правило — общаться с инвалидом напрямую. Обычно рядом с больным есть человек, помогающий ему в быту. Поэтому возникает непроизвольное желание обратиться к нему. Такая позиция не является правильной — обращаться нужно непосредственно к инвалиду.
Наличие инвалидности отнюдь не означает, что у человека автоматически появляются особые качества — смелость, стойкость или бесстрашие. Больные — это, прежде всего, обычные люди, со своими достоинствами и недостатками. И доброе отношение окружающих может значительно облегчить им жизнь.
Особенности общения с инвалидами-колясочниками
Особенности общения с людьми, имеющими определенные проблемы с функциями опорно-двигательного аппарата, состоят в следующем:
- Инвалидная коляска считается личным пространством человека, в ней сидящего. Поэтому ни при каких обстоятельствах нельзя облокачиваться на нее, класть ноги, толкать либо дергать. Помимо того, нельзя катить коляску, не имея разрешения ее хозяина — это будет выглядеть как неуважение.
- Если появилась мысль помочь инвалиду, нужно обязательно спросить у него разрешение. Помощь следует предложить, если больной не может справиться с массивной дверью либо ему сложно подняться по пандусу. В случае согласия действовать следует очень аккуратно.
- Когда приходится везти больного в инвалидной коляске, делать это нужно без лишней спешки, так как скорость коляски быстро увеличивается, что может грозить потерей равновесия.
- Особенности общения с колясочником заключаются еще и в следующем — в процессе беседы желательно принять такое положение, чтобы видеть глаза собеседника, так общаться будет намного легче. Для этого достаточно просто присесть рядом.
- Стоит отказаться от привычки хлопать сидящего в коляске по спине либо по плечу — это может его оскорбить.
- Никогда не стоит забывать и о том, что у человека, страдающего нарушением двигательных функций, нет проблем с органами слуха и зрения. Поэтому нужно постоянно контролировать свою речь и поведение.
- И главное, не следует воспринимать факт использования инвалидной коляски как трагедию. Прежде всего — это способ передвигаться и взаимодействовать с внешним миром.
Психология общения с больными, имеющими другие формы инвалидности
Степеней нарушения зрения несколько. Абсолютно слепых людей немного, у остальные есть остаточное зрение, то есть они способны различать свет и тень, а иногда и контуры предметов. Все это нужно учитывать в процессе общения с инвалидами по зрению.
А главная особенность общения с человеком, имеющим проблемы со слухом, состоит в том, чтобы во время беседы смотреть прямо на него. Кроме того, слова произносить следует с обычной скоростью и громкостью. Не стоит поддаваться интуитивному желанию высказываться медленнее и громче. Человек, имеющий проблемы с органами слуха, сможет хорошо понять собеседника по губам.
Обращаясь к слабослышащему человеку, нужно привлечь его внимание — помахать рукой либо прикоснуться к плечу.
Во время общения с людьми, которые имеют проблемы со зрением, нужно обязательно представить им всех остальных участников беседы. Кроме того, следует пояснять, кто в определенный момент говорит.
Общение с людьми никогда не должно разделяться по состояния здоровья, национальности и каким-либо другим признакам. Нужно просто общаться. По этой причине фраза «пойдем» вместо «поехали», обращенная к человеку, не имеющему возможности ходить, вряд ли будет воспринята как проявление бестактности.
А если во время разговора со слепым промелькнуло популярное выражение «увидимся» — смущаться и приносить извинения тоже не стоит. Собеседник, скорее всего, поймет все правильно и не станет воспринимать это выражение буквально. Не нужно бояться и спрашивать — адекватный человек сможет ответить на любой вопрос.
Инвалиды, как правило, всегда рады гостям и благодарны за помощь. Но только за такую, которая не принесет вреда. Не стоит обижаться, если в некоторых случаях они отказываются от предлагаемой услуги. Просто они пытаются справиться без посторонней помощи — пусть дольше, но самостоятельно. Но, тем не менее, они всякий раз будут благодарны за визит и приятное общение.