Это расстройство психики называют еще невротической экскориацией. В международной классификации болезней (МКБ-10) отнесено к обсессивно-компульсивным расстройствам (ОКР).
Всегда ли страсть к обдиранию собственной кожи, расчесы, кусание губ и внутренней поверхности щек является заболеванием? Быть может, это просто плохая привычка, которая требует не лечения, а просто силы воли, чтобы прекратить самоповреждающие действия раз и навсегда?
MedAboutMe предлагает разобраться в этом сложном вопросе.
Дерматилломания: сложное расстройство психики
Невротическая экскориация относится к тому же типу, что и:
- трихотилломанния — навязчивое выдергивание волос;
- онихофагия — привычка грызть ногти;
- дисморфофобия — недовольство своим телом и стремление постоянно его переделывать;
- прочие тело-ориентированные (body-oriented) нарушения поведения повторяющегося характера.
Дерматилломания может выражаться разными формами поведения.
Иногда это просто навязчивое расчесывание кожи до кровавых ран при отсутствии дерматологических заболеваний или аллергии. В других случаях больной постоянно выдавливает и расковыривает на своем теле прыщики, вросшие волоски, комедоны. Есть и такие, кто с маниакальным упорством сдирает со своих рук и ног поверхностные слои кожи, причем пользуется для этого не только собственными ногтями, но и пинцетами. Содранная кожа может поедаться.
Ногти тоже не остаются вне зоны внимания: одна из форм дерматилломании связана с навязчивым выгрызанием или вырезанием кутикулы, заусенцев, кожи под ногтями и вокруг них. Постоянное кусание губ и внутренней поверхности щек — тоже дерматилломания.
Приступ может начаться от стресса или беспокойства по любому поводу. Часто «включателем» работает осмотр кожи или простое прикосновение к ней. Расчесывание или расковыривание приносит временное удовлетворение и успокоение, несмотря даже на появившиеся на теле ранок и содранных до крови корочек от предыдущего приступа.
В результате кожа покрывается шрамами и рубцами, и постоянно травмируется вновь. Потому что больной чаще всего не может самостоятельно прекратить свои самоповреждающие действия. Хотя осознает их патологический характер и тяготится этим.
Болезнь может крайне негативно влиять на жизнь страдальца-дерматилломана. Люди склонны сужать круг общения, уходить в себя, отказываться от личной жизни, даже если им годами удается скрывать от окружающих свое расстройство.
Группа риска: кто чаще ковыряет кожу?
Заболевание не такое редкое, как иногда принято считать. Даже с учетом того, что далеко не все больные обращаются за помощью и их случай попадает в статистику, цифры получаются внушительные: одной или несколькими формами дерматотрихотилломании страдает 1 человек из 20.
Большинство из них женщины: примерно 75%. Начало болезни может быть связано с желанием довести свою внешность до совершенства. Этим часто страдают подростки, у которых стремление быть красивым совпадает с периодом подростковых прыщей.
Роль депрессии и наследственного фактора
Генетический фактор связан с наследуемой предрасположенностью к расстройствам психики, выражающимся в тело-ориентированном повторяющемся поведении.
Стресс и депрессия, скука и тревожность также способны запустить болезнь, а впоследствии вызывать новые и новые приступы.
Быть может, это просто дурная привычка?
Хотя это не слишком вероятно, но исключать такую возможность нельзя. На форумах дерматилломанов можно найти разные истории, и некоторые из них выпадают из общей картины.
Я отлично помню, с чего началась моя страсть к сдиранию кожи. Это было в детстве, когда мы с родителями первый раз в моей жизни поехали на море. И, как водится, все обгорели на солнце. А потом начали облазить. Сдирание тонких лепестков кожи с плеч, рук и ног оказалось увлекательнейшим занятием, способным отвлечь от любых проблем. Я не могу сказать, что мне такое времяпровождение необходимо. Но не могу не признать, что мне очень нравится процесс сдирания, причем не обязательно собственной кожи с собственного тела. Точно с таким же увлечением я буду обдирать наклейки с банок, защитную пленку с нового гаджета или малярный скотч со стекла. Ну, а если ничего такого не подвернулось, то да, могу и руки себе ободрать. К психиатру ходила. Он не смог однозначно сказать, что это, но назначил кучу таблеток, которые я так и не начала принимать, потому что не уверена, что у меня расстройство психики. Склонна думать, что это что-то вроде дурацкого хобби. Одни выжигают картинки на фанерке, другие клеят модели церквей из спичек, а я вот сдирать люблю.
Не знаю, можно ли отнести меня к дерматилломанам, потому что я расковыриваю не столько себя, сколько довожу этим окружающих, чаще всего — мужа. Ну бесит меня, когда у него на лице огромные поры, в которых появляются черные точки. А на одном плече — неистребимая пора, в которой за месяц скапливается здоровенный «червяк» из кожного сала. К косметологу муж идти отказывается, а я просто видеть не могу все это. И иногда заставляю его сидеть и терпеть, пока я все повыдавливаю. Обычно это происходит после ссоры по любому поводу, когда муж готов на все, чтобы помириться. На себе тоже выдавливаю прыщики, но у меня кожа обычно хорошая, и никакой маниакальности я не ощущаю, хотя муж и называет меня маньячкой.
У меня приступы расчесывания всегда связаны со стрессом. Как начинаю нервничать — кожа начинает чесаться. Особенно на макушке головы, за ушами и на предплечьях. Думал, что аллергия — нет, никаких аллергенов выявлено не было. Потом посетил психотерапевта, принимал назначенные им лекарства. Стало лучше, но как только прекращаю прием — все возвращается. А сидеть всю жизнь на таблетках не хочется. Так и живу: то на таблетках, то чешусь, а то и просто как-то обхожусь. Бывало, что и стресс сильный, и депрессия самая натуральная, а зуда нет и желания расчесывать себя тоже. Когда расстался с любимой, например, обошлось без расчесов, хотя переживал очень сильно — так что жить не хотелось.
Границы между дурной привычкой и навязчивым поведением провести бывает сложно. Но привычку контролировать все-таки можно, ее можно изменить волевым усилием и совсем от нее избавиться.
В случае с ОКР волевое усилие не поможет, потому что навязчивое стремление к самоповреждающему поведению контролю практически не поддается. Больной может осознавать, что его поведение ненормально, злиться на себя, и продолжать расковыривать очередной прыщ. А потом испытывать раскаяние и стыд, смешанные с чувством удовлетворения и удовольствия.
Лечение: трудно, но возможно
Начать следует с признания того факта, что расчесы на руках или вечно искусанные губы — следствие имеющегося расстройства. И с того, что самостоятельные попытки прекратить повреждающее поведение оказываются бесполезными, так как за коротким периодом волевого контроля следует срыв, после которого на теле появляются участки кровавого месива, а потом и уродливые рубцы.
Второй шаг — обращение к специалистам. И к дерматологу, и, если потребуется, к аллергологу, и к психотерапевту. Лечить только кожу бессмысленно, так как дерматилломания является следствием проблем внутренних — депрессии, тревожности и т. д.
Хорошие результаты приносит когнитивно-поведенческая психотерапия. Больному помогают выяснить главную причину расстройства, отследить то, что запускает приступ, и научиться реагировать на события не деструктивно, повреждая свое тело, а конструктивно — решая действительно имеющиеся проблемы или изменяя к ним свое отношение.
Полезными бывают и другие вспомогательные методы — занятия спортом, освоение техник релаксации, хобби.
Медикаментозное лечение применяется в тех случаях, когда дерматилломания связана с другими ментальными заболеваниями: с посттравматическим стрессовым расстройством, с тяжелой депрессией и т. д.
Больной не всегда готов обратиться за помощью к психотерапевту, потому что самоповреждение связано с чувством стыда и стремлением скрыть от других людей свою проблему. Часто больной уходит в самоизоляцию, что только усугубляет тревожность и депрессию. Однако нельзя считать причиной развития дерматилломании только стресс или депрессию. Это расстройство встречается и у счастливых людей, и у тех, кто ведет малоактивный, сидячий образ жизни и страдает больше от скуки, чем от других причин.
Окружающие близкие люди могут помочь больному, но только не увещеваниями типа «Надо взять себя в руки», «Не будь слабаком и просто перестань». Это не работает, скорее, наоборот. Человек только еще больше почувствует себя неудачником, когда не получится следовать этим советам.
Гораздо конструктивнее будет предложение вместе поискать причины самоповреждения, убедить обратиться за помощью к специалисту, как это происходит в случае других проблем со здоровьем. Не стыдно иметь расстройство. И преодолеть эту проблему можно. Но не в одиночку.
Бывает нередко, что пациент приходит к дерматологу, чтобы решить проблемы с кожей, а приходится привлекать и психотерапевта. И не только потому, что плохая кожа заставляет чувствовать себя неуютно и подавленно. Но и потому, что как раз в психологических проблемах и может лежать причина того, что человек постоянно травмирует свою кожу, используя для этого не только собственные пальцы, но и пинцеты, иглы, а иногда даже бритвенные лезвия и скальпели.
В случае дерматилломании врачам приходится работать сообща, координируя свои действия. Только так можно достичь удовлетворительного результата.