Развитие современных детей сильно отличается от развития поколения их родителей. Различные методики воспитания, большой выбор кружков и секций, товаров, услуг, игрушек все это делает детство более простым и одновременно более сложным. Многие дети сегодня почти не проводят время за играми во дворе. Плотный график даже у дошкольников, посещающих различные курсы, кружки и секции. Но основное отличие современного детства — это наличие компьютеров и смартфонов, с помощью которых ребёнок общается с друзьями, играет в игры и смотрит мультфильмы.
Место компьютера в жизни современных детей
Когда-то немногие могли позволить себе иметь персональный компьютер в личном пользовании, только дети программистов знакомились с возможностями интернета и изучали языки программирования. Поколение сегодняшних родителей еще помнит времена, когда доступ в Интернет был гораздо медленнее, и для него приходилось занимать телефонную линию. Мониторы и системные блоки компьютеров были довольно громоздкими еще 15 лет назад.
Сегодня Интернет доступен каждому с устройств, которые легко помещаются в карманах — смартфонов и планшетов. Даже самые маленькие уже умеют пользоваться смартфонами, играя в несложные игры и просматривая мультики. Школьники буквально «живут» в Интернете — общаются в социальных сетях, обмениваются картинками, ссылками и видео.
Безусловно, компьютер упрощает коммуникацию между детьми из разных городов и стран и позволяет оценить возможности онлайн-обучения различным предметам. Но многие взрослые замечают и ряд негативных факторов, влияющих на развитие ребёнка. Например, большой объём визуального контента способствует ухудшению внимания и восприятия сложных текстов. А постоянное мелькание образов не дает возможности сосредоточиться и запомнить их.
Для детей разного возраста сегодня существуют суточные нормы по использованию компьютера. Для 5-летнего ребёнка время, проведенное за компьютером или планшетом не должно составлять больше 1 часа в день, а для 15-16-летнего — 3 часов в день. С 1980-х эти нормы изменились вместе с усовершенствованием мониторов и уменьшением их негативного влияние на зрение. Тогда норма пребывания ребёнка за экраном компьютера составляла от 7 до 30 минут в день.
Польза и вред компьютера для развития ребёнка
В первую очередь компьютер интересует ребёнка как средство развлечения, благодаря которому он смотрит мультфильмы или играет в игры. Многие родители жалуются на компьютерную зависимость у ребёнка, и в то же время сами подвержены ей. Они постоянно проверяют электронную почту, сообщения в социальных сетях, пишут комментарии к понравившемся записям. Неудивительно, что и развитие ребёнка происходит в виртуальном мире.
Для многих родителей просмотр мультфильмов на планшете — это возможность заняться своими делами или побеседовать с другими взрослыми. Некоторые из них не слишком тщательно следят за просматриваемой информацией и не контролируют время, проводимое ребёнком в сети. Зависимость от мультфильмов или компьютерных игр негативно отражается на развитии ребёнка. Не зная других способов развлечения и не имея доступа к планшету, он не умеет себя занять, становится нервным и раздражительным.
Часто у родителей не формируется культура виртуального общения. При этом они замечают, что слишком частое использование компьютера отрицательно отражается на успеваемости и психическом здоровье ребёнка. Запрет на использование компьютера становится одним из самых серьезных наказаний. Но проблема может лежать гораздо глубже. Для многих дошкольников и школьников виртуальное общение или игры — способ избежать одиночества и получить то, что не удается получить в реальном мире.
Чтобы виртуальный мир не вытеснил реальный, родителям следует уделять внимание к делам и проблемам ребёнка. Многие школьники уходят в виртуальное общение в сложных жизненных ситуациях, например, при разводе родителей или конфликтах в школе.
Что можно сделать, чтобы компьютер не заменил ребёнку общение в реальном мире?
Компьютеры давно перестали быть чудом техники и стать частью повседневной жизни людей. Это означает, что и ребёнку, и взрослым следует задуматься о культуре виртуальной коммуникации и приемлемых способах усвоения информации в виртуальном мире. Родителям необходимо быть последовательными в способах ограничения работы за компьютером. Переход от бесконтрольного пользования планшетом вызывает у ребёнка протест и не способствует укреплению отношений в семье.
Люди придают большое значение наличию дома модных технических новинок. В некоторых случаях они становятся средством завоевания доверия ребёнка, особенно, когда родители целиком погружаются в свои проблемы и оказываются не в состоянии дать ребёнку реальную, а не виртуальную любовь и заботу. К сожалению, покупая дорогой компьютер или планшет, родители забывают о самом главном — внимании к ребёнку.
Легкость управления, яркость картинок, разнообразие персонажей игры или мультфильма дает ребёнку возможность ухода от реальности. В онлайн-игре он может виртуально повысить свой статус или приобрести имущество. Он получает то, чего ему не хватает в реальности, где он видит контроль, озабоченность взрослых своими проблемами и рост требований.
Любая зависимость формируется при низкой самооценке. Возможно, сами родители любят уходить в виртуальные миры от собственных проблем. Социальные сети точно так же позволяют им почувствовать собственную значимость, а игра дает те ощущения, которые они не испытывают в реальной жизни. Ребёнок копирует поведение родителей и тоже приобщается к виртуальному миру.
В семьях, где родители могут предложить ребёнку что-то интереснее компьютера, отношения гораздо лучше. В атмосфере доверия и внимания малыши, подростки и взрослые чувствуют любовь и понимание, и необходимость в повышении самооценки при помощи компьютерных игр и других объектов виртуальной реальности отпадает сама собой.