Когда дети поступают в первый класс, вся семья может переживать тревогу. Каждый член семьи вспоминает свой опыт обучения, который был много лет назад. У кого-то он был приятным, у кого-то — не очень и то, что слышит ребёнок в своей семье о школе и обучении, будет влиять на его адаптацию и успеваемость.
Обычно тревоги семьи касаются начала учебы и того, с какими проблемами, возможно, придется столкнуться. Родители фантазируют о том, что ребёнок может не справляться с уроками, приносить плохие оценки, не наладить контакт с педагогом или сверстниками. Обычно, когда человек бессознательно стремится снизить тревогу и страх, он говорит о них вслух. Так и родители, перед началом учебного года могут высказывать вслух свои тревоги и опасения.
Возможно, после этого они начинают меньше бояться учебного года, однако, часто забывают о том, что их слышат дети и все, что говорят взрослые, воспринимают как установку или данность. Так формируется настрой ребёнка на обучение. Нельзя забывать о том, что школа — совершенно незнакомый этап в жизни детей. Понимая важность такого события, как поступление в первый класс, они тоже рисуют себе представление о том, как это будет, как их примет класс и учитель, как они будут учиться и общаться. Если у взрослых есть привычки рассказывать «страшные» истории о своей школьной жизни, пророчить ребёнку «двойки» и синяки от товарищей, то у него может сложиться не очень привлекательная картина поступления в школу. После этого он сам начинает тревожиться, думать, что школа — это то место, где ругают и не любят, к тому же там не будет родителей, которые могли бы его защитить.
Первоклассник — это еще маленький ребёнок и когда он думает, что с первого сентября для него начнется новая, полная сложностей и проблем жизнь, то неудивительно то, что его уровень адаптации будет низкий, поскольку все ресурсы организма будут направлены на ожидание неприятностей, а не на получение знаний. Эта статья поможет родителям избежать самых популярных ошибок, которые они могут совершать, готовя ребёнка к первому классу.
Не пугайте ребёнка учительницей и школой
Иногда в качестве воспитательных мер, взрослые говорят: «вот пойдешь в школу, учительница тебе задаст трепку за такое поведение!» или «какой ты невнимательный, как же ты в школе учиться будешь?». Эти слова формируют определенный настрой, когда ребёнок думает, что учительница это страшный человек, который будет следить за ним, постоянно контролировать и ругать.
Умейте отделять школьную жизнь от того, что делают дети в семье и как они себя ведут. Это не значит, что их не нужно ругать за проступки, нужно, только не использовать школу в качестве наказания.
Формировать приятное ожидание обучения можно, если хвалить в детях достижения и успехи и добавлять, что за такой красивый рисунок или правильно выполненное задание, учительница в школе его обязательно похвалит.
Не пророчьте детям «двойки»
«Вот пойдешь в школу — будешь одни двойки приносить!» — так любят шутить некоторые взрослые, им почему-то кажется это смешным, а ребёнок тем временем, может воспринимать это как установку. Иногда родители говорят подобные фразы, чтобы показать ребёнку, что он совершил ошибку, давая тем самым понять, что из-за этого он и в школе будет неспособным.
Следует отделять проступок ребёнка от его общих мыслительных способностей.
Откажитесь от привычки пророчить «двойки». Вместо этого чаще говорите о «пятерках» — это создаст в ребёнке положительный настрой, он будет понимать, что «пятерки» получают за хорошие знания, правильные ответы и грамотно выполненные уроки. От этих мыслей он будет ощущать себя более уверенным в себе, что поможет ему чувствовать эту уверенность и на уроках.
Не отзывайтесь плохо о школе и педагогах
Бывает так, что взрослые обсуждают конфликты родителей и учителей в кругу семьи и могут нелестно отзываться о педагогах. Когда это слышат дети, они могут делать вывод о том, что все учителя именно такие, как о них говорят родители — несправедливые, неприветливые или злые. Тогда при поступлении в первый класс, ребёнок может испытывать сложности с тем, чтобы воспринимать педагога как авторитетную фигуру, а контакт с первой учительницей является очень важным для успешной адаптации детей к обучению.
Избегайте негативных разговоров об учителях при детях, даже, если педагог действительно был не прав. Ребёнок должен слышать, что его первый учитель — важный человек, который может помочь, поддержать, научить и которого нужно уважать и слушаться.
Воспитывайте обязанность учиться как привычку
Для того чтобы избежать сложностей выполнения домашнего задания, нужно формировать в детях привычку делать это регулярно, желательно в одно и то же время. Пусть этот навык будет доведен до автоматизма, вне зависимости от других дел. Не идите на поводу у детей, когда они просятся сначала погулять, поиграть в компьютер, а только потом сесть за уроки — выполнение уроков должно быть регулярным и в срок. Так им будет легче самостоятельно контролировать этот процесс и более ответственно подходить к выполнению домашнего задания.
Поощряйте успехи ребёнка
Обязательно хвалите детей за успехи дома и в школе. Это будет помогать развитию мотивации учиться. Когда ученика постоянно ругают, у него падает стремление к учебной деятельности, когда хвалят — наоборот, повышается, ведь каждому приятно слышать, что он молодец.
Помогайте детям учить уроки
Поддержка родителей имеет определяющее успех значение, особенно для первоклассников. Дети, которые идут в первый класс, еще вчера были дошкольниками и им, чтобы осознать и привыкнуть к своей новой социальной роли школьника, требуется время. От того, как поддерживают ученика родители, зависит его любознательность, интерес к учебе, и то, будет ли он стремиться идти на уроки или с ужасом думать о школе, просыпаясь каждое утро. Поддерживать — это значит первое время «следовать» за темпом ребёнка: помогать, когда он не справляется с уроками, шутить, хвалить, убеждать, что у него все получится. Пусть выполнение домашнего задания в первом классе будет носить игровой характер — так ученику будет легче привыкнуть к тому, что он теперь школьник и поможет найти ресурсы стать самостоятельным, предприимчивым и успешным.