Последние 10-15 лет развитые страны Европы и Азии все глубже погружаются в состояние некой пандемии сердечно-сосудистых заболеваний. Именно эти болезни уносят жизни миллионов людей и являются основной причиной смертности во всем мире. По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) более 70% всех заболеваний сердца и сосудов диагностируются у жителей государств, где отмечается низкий и средний уровень финансового дохода.
Сегодня факторы, провоцирующие появление и развитие болезней сердца и сосудов являются общеизвестными. Это и лишний вес, и вредные привычки, и неврозы, и малоподвижный образ жизни. Но, к сожалению, большая часть людей даже не пытаются что-то изменить, чтобы хоть немного снизить риски и избежать проблем с сердцем.
Здоровье формируется всегда за счет влияния пассивных и активных факторов:
- Среди пассивных факторов можно выделить наследственную предрасположенность, климатические условия, экологическую ситуацию в городе и стране, уровень оказания медицинской помощи и многое другое.
- Активные же факторы зависят от самого человека — это образ жизни, режим дня, питание и др.
Благодаря развитию транспорта, автоматизации и механизации трудовой деятельности современному обществу присуща гиподинамия. Многие социально-экономические нюансы, нездоровое питание повлияли на рост показателей заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями. Даже с учетом развитости современной медицины, к сожалению, добиться эффективных и мгновенных терапевтических результатов не удается. Перед физической пассивностью, нездоровым питанием и вредными привычками медицина бессильна. И сколько бы не открывалось новых частных медицинских центров и государственных амбулаторий, плачевная ситуация не сможет измениться в лучшую сторону, пока не изменится отношение общества и каждого в отдельности человека к полноценному и здоровому образу жизни.
Физическая культура в школе и болезни сердца
На сегодняшний день на государственном уровне пропаганды здорового образа жизни практически нет. Скорее всего, именно из-за этого факта многие не знают о том, что от здоровья человека зависит его материальное благополучие. Заботиться о здоровье необходимо с раннего возраста, ведь без физической культуры полноценно развиваться ни весь подрастающий организм, ни сердце в частности не могут.
Статистика не утешительна и свидетельствует о том, что у современных детей показатели работы сердца и сосудов ниже, нежели у их сверстников еще 15-25 лет назад. Огромное количество детей обращаются за помощью к терапевтам и другим врачам более узкой квалификации с просьбой получить освобождении от урока физической культуры. И это в то время, когда детям особенно необходим активный образ жизни.
Физическое воспитание играет особенную роль в жизни ребёнка. Каждый учитель физкультуры, получая высшее образование, в обязательном порядке изучает физиологию и анатомию человека, но по какой-то причине о трех группах здоровья для детей многие преподаватели попросту забывают:
- основная группа — это здоровые дети;
- подготовительная — дети с незначительными отклонениями в здоровье;
- специальная группа — больные дети.
А вот на практике дело обстоит иначе. Или учащийся выполняет норматив, и получает заслуженную оценку, или приносит справку от освобождения от урока физической культуры. Третьего варианта исхода событий попросту не существует.
Если у ученика не получается сдать какой-либо норматив, это не всегда означает, что он болен. В некоторых случаях справиться с физической нагрузкой не позволяют функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. С такими «проблемными» детьми необходимо сотрудничать в индивидуальном порядке, то есть терпеливо и грамотно подойди к процессу подготовки сдачи норматива.
К тому же абсолютных противопоказаний к физической активности попросту не существует, если нет острого заболевания или декомпенсации хронического течения патологии. В том случае, если есть необходимость в ограничении, целесообразно рекомендовать ребёнку специальную ЛФК (лечебную физкультуру), заниматься которой можно в государственной поликлинике или, например, диспансере. К слову, ЛФК назначают даже пациентам, которые имеют хронические болезни сердца и тем, кто перенес инфаркт миокарда.
Спорт и сердце
Если ребёнок хочет заниматься каким-то определенным видом спорта и участвовать в соревнованиях, то до занятий желательно пройти специальное обследование, в том числе посетить окулиста и отоларинголога, сделать ЭКГ. В том случае, если у школьника или студента диагностируется болезнь сердца, нужно провести эффективное лечение, и только после этого делать выводы относительно необходимости будущих занятий конкретным видом спорта.
В некоторых случаях у детей-спортсменов диагностируют частые скачки показателей артериального давления, слабость, перебои в работе миокарда — это так называемый синдром перенапряжения сердца. Такое состояние может развиться из-за нарушений методики проведения тренировок, когда нагрузки не соответствуют детским функциональным возможностям. При синдроме перенапряжения миокарда, а точнее, при его развитии особенную роль играют некоторые очаговые инфекции, протекающие в хронической форме, например, гайморит. Чаще всего такая болезнь — это повод временно отказаться от соревнований и тренировок.
Дети и физическая активность
Приучать детей к активному образу жизни важно с малых лет. При этом желательно придерживаться нескольких несложных правил:
- болезни сердца — не приговор, заниматься физкультурой должны не только дети, но и взрослые;
- не существует абсолютных противопоказаний к физической активности (люди с активно текущими заболеваниями должны заниматься лечебной физкультурой по рекомендации лечащего врача).
Помимо физической активности важно не забывать о ежедневных прогулках на свежем воздухе. Ведущие кардиологические организации мира советуют не забывать о здоровом питании и полноценном сне, причем эти рекомендации касаются не только тех, у кого больное сердце или есть склонность к сердечно-сосудистым патологиям.