Детство без семьи: какое оно у отказных детей?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Анастасия Менн, психолог, психотерапевт Что нужно человеку для счастья? Самое главное, наверное, любовь. Любить и быть любимым, чувствовать свою необходимость и незаменимость хотя бы для одного человека в этом мире очень важно. Счастливый взрослый вырастает из счастливого ребёнка. Ребёнок черпает любовь в семье. А что если ее нет — семьи? Где взять силы и вдохновение не только на то, чтобы вырасти, но и на то, чтобы найти себя и занять достойное место в жизни? В этой статье MedAboutMe расскажет о том, какими вырастают отказные дети и чем они отличаются от «домашних» детей? Помогать нам будет эксперт психолог, психотерапевт Анастасия Менн.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Не такие как все

Слова «отказник» и «детдомовец» нередко звучат, как приговор для ребёнка. Часто в обществе их считают детьми «второго сорта». Зачастую для описания детей, лишенных родительского воспитания в семье, используются следующие «эпитеты»: проблемный, невоспитанный, трудный, неуправляемый, отсталый, агрессивный, опасный, замкнутый и др. Действительно ли это так? Или же это стереотипы, навязанные обществом, которые беспочвенны и абсурдны? Будем разбираться.

Детство без семьи: какое оно у отказных детей?

Для младенца, появившегося на свет, очень важно ощущать любовь, тепло, защиту, которые он получает от членов своей семьи. В первую очередь от матери, которая выносила его и подарила ему жизнь. Не расставаясь ранее ни на секунду, они вдруг становятся разлученными навсегда. Легко ли это для малыша, пережить расставание с самым родным человеком, которому он оказался не нужен? А может быть, ребёнок слишком мал, чтобы ощутить и осознать глубину свалившейся на него проблемы? Спросим об этом психолога Анастасию Менн.

— Первый год жизни малыша является очень важным этапом его развития. Анастасия, расскажите, как протекает этот период у младенцев, оказавшихся в доме малютки после рождения? Какое влияние на становление психики отказного ребёнка оказывает разлука с матерью?

— Знаете, что сказал о брошенных детях известный американский писатель Джон Ирвинг? «Не забывай, у сирот ведь ничего нет. А нужно им все, что и другим людям».

Чтобы понять особенности психики отказного ребёнка, предлагаю обратиться к этапам развития любого человека, предложенными советским психологом Даниилом Борисовичем Элькониным и американским психологом Эриком Эриксоном, и мы увидим, что на этих этапах происходит у ребёнка, растущего в детском доме.

На младенческом этапе, который длится до 1 года, основным для ребёнка является взаимодействие с взрослым, с матерью. Мать удовлетворяет всего его потребности. С помощью близкого эмоционального общения ребёнок развивается и тем самым взаимодействует с внешним миром. Здесь же формируется чувство базового доверия к миру: малыш понимает, что его потребности удовлетворяются, он доверяет окружающим людям, привязывается к ним.

Для ребёнка, растущего до года в доме малютки, не всегда созданы условия, когда его потребности удовлетворяются достаточно быстро. Это может привести к возникновению у малыша страхов, а главное, общего чувства недоверия к миру, недостатка во взаимодействии с окружающей действительностью, что в дальнейшем также может повлиять на общение и развитие ребёнка.

Получается, что наиболее серьёзной утратой в младенчестве может быть именно утрата связи с матерью. В этот период закладывается база, на которой будет строиться всё развитие психики ребёнка.

— В первые годы жизни у человека активно формируется структура личности, на что родителям стоит обращать особое внимание. Ребёнок в это время очень уязвим в физическом, социальном и эмоциональном плане. Он очень зависим от ближайших родственников, от взаимоотношений между членами семьи. Как же протекает этот период у отказных детей, испытывающих явный недостаток эмоционального общения?

— В периоде раннего детства (до трех лет) ребёнок начинает взаимодействовать с окружающими предметами, начинается развитие речи в общении с близкими людьми. Он начинает пародировать действия взрослого, при этом формируется понимание себя как отдельной личности, появляется известное многим родителям «я сам». В этот период закладывается мышление ребёнка, речь, формируется познавательная деятельность.

Детство без семьи: какое оно у отказных детей?

В условиях детского дома опять же не всегда есть возможность предоставить возможность ребёнку действовать самостоятельно: из-за большого количества подопечных, воспитателю легче быстро одеть, раздеть, накормить ребёнка, чем дать ему возможность медленно, но зато самостоятельно действовать. Из-за этого у ребёнка может развиться нерешительность, неуверенность в себе. А если ребёнка часто ругают, то присоединяется еще и чувство стыда, которое может стать постоянным спутником. Плюс ко всему, из-за недостатка общения с взрослым, невозможности слушать речь, возникает некоторое отставание в речевом развитии.

— Вероятно, что отставание в речевом развитии, скажется и в дальнейшем. А как же многочисленный детский коллектив? Анастасия, расскажите нам, разве плохо, если ребёнок дошкольного возраста развивается среди большого количества детей?

— В дошкольном возрасте (до 7 лет) для детей самое главное — игра. Причём игрушки вполне могут быть заменены на обычные предметы, так как в этот период активно развивается фантазия. Также в этот период дети учатся соблюдать игровые правила и взаимодействовать уже со сверстниками, сотрудничать друг с другом. Ребёнок продолжает имитировать действия взрослого, начинает понимать семейные роли. Именно на этом этапе закладывается совесть ребёнка, он начинает понимать, что «хорошо», а что «плохо» под контролем взрослого.

В детском доме у ребёнка намного меньше возможностей наблюдать за поведением взрослых, так как взрослые в основном выступают в роли контролирующих и частично удовлетворяющих потребности ребёнка людей. Сложнее происходит понимание того, что хорошо, а что плохо в условиях воспитания в детском доме. Также возможны трудности в инициировании игровой деятельности: дети делают в основном только то, что говорит воспитатель, из-за чего возникают проблемы в формировании инициативы и самостоятельности. Из-за того, что воспитатель не в силах уделить достаточно внимания каждому воспитаннику, у детей хуже формируется привязанность к людям в целом.

— Анастасия, меняется ли ситуация в лучшую сторону в младшем школьном возрасте у детей, воспитываемых в детском доме? В этот период «домашние» дети начинают отдаляться от семьи, у них появляются новые интересы, друзья, обязанности. Быть может школа «уравнивает» всех ребят?

— Младший школьный возраст характеризуется тем, что уже практически все дети выходят в социум вне их семьи: начинается обучение в школе, которое становится основной деятельностью в данный возрастной период. У ребёнка продолжается осознание именно социальных норм поведения, правил, развивается самоконтроль. В этот период очень важна похвала для ребёнка, как со стороны учителя, так и со стороны родителей, благодаря чему развивается трудолюбие и интерес.

В детском доме чаще всего нет вот этой ситуации «выхода» из семьи в школу, так как обучение происходит там же и в том же коллективе. Таким образом, у ребёнка не формируются адаптивные механизмы при переходе из одной среды в другую. Тяжелее усваиваются школьные правила, из-за чего, в том числе падает успеваемость, происходит ограниченность кругозора. Ученикам очень важно обратить на себя внимание нового взрослого — учителя, и зачастую не важно, будет ли оно позитивным или нет. Дело в том, что они испытывают огромную потребность во внимании, которого они лишены с детства. Для решения этой проблемы дети прибегают к разным способам, в том числе не к самому хорошему поведению.

Детство без семьи: какое оно у отказных детей?

— А затем наступает подростковый возраст, который порой протекает нелегко даже у детей из очень благополучных семей. Анастасия, чем отличается взросление детей из детского дома от такового у детей, воспитываемых в семьях?

— Этот период считается переходным от детства к юности. На данном этапе главным для подростка становится общение со сверстниками, может начаться обесценивание взрослых, родителей. Подросток ищет своё место в коллективе, но также ему важна возможность для уединения и самоанализа. На этом этапе происходит формирование образа себя, понимание «кто я есть, и чего я хочу», основанное на всём своём жизненном опыте до этого момента, начиная с раннего детства. Здесь же формируются профессиональные интересы.

Если ребёнок с раннего детства воспитывался в детском доме и не все его этапы были полноценно пройдены, то к подростковому возрасту труднее формируется чувство целостности себя как личности, то есть подросток больше подвержен влиянию окружающих (особенно сверстников в данный период времени), может произойти как бы подавление личности в человеке. Также именно в этот период, подросток из детского дома начинает остро понимать и страдать из-за того, что он не такой как все, что он был лишён многого в детстве. Может появиться озлобленность на сверстников не из детских домов на фоне чувства стыда за такое детство.

— Анастасия, мы обсудили особенности формирования личности ребёнка в разные возрастные периоды. Несомненно, отсутствие родительской любви, внимания, ласки, советов и даже критики сказываются на том, каким вырастет ребёнок, от которого отказалась семья. Но не все люди одинаковые. Возможно ли, что ребёнок преодолеет свалившиеся на него трудности и минует серьезные проблемы становления психики?

— На каждом возрастном этапе дети проходят одни и те же стадии развития, но в условиях детского дома не все потребности ребёнка могут быть удовлетворены вполне. Из-за этого у детей могут возникать: недоверие к окружающему миру, задержка психо-речевого развития, страхи, снижение возможности адаптации к новым условиям жизни, отсутствие интереса к труду и учёбе, отсутствие чувства целостности, нестабильность эмоциональных реакций…

Конечно, так однозначно нельзя сказать про всех детей. Не случайно пишут «могут», потому что хоть и велика вероятность возникновения ряда проблем, но у меня есть вера в человеческие возможности к росту, развитию и изменениям несмотря ни на что. Ведь в каждом правиле есть исключения!

— Анастасия, какую литературу вы порекомендуете нашим читателям, чтобы подробнее изучить обсуждаемую нами проблему?

— «Дом, в котором…», автор Мариам Петросян;

«Белое на чёрном», автобиографический роман Рубена Давида Гонсалеса.

— Спасибо вам за беседу!

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 21.07.2016 12:17, обновлено 17.06.2020 12:27
Рейтинг статьи:
4,6

Читайте также

Школа приемных родителей
Предварительная подготовка усыновителей чрезвычайно важна. Она имеет решающее значение для создания полноценной семьи, правильного воспитания детей.
ТОП-7 мифов об усыновлении
Распространенной причиной сомнений и страхов потенциальных приемных родителей являются заблуждения и стереотипы, сложившиеся вокруг темы усыновления.
Особенные дети в мире здоровых детей
Детям с ограниченными возможностями сложно найти общий язык со здоровыми детьми. Как научить своих детей не быть равнодушными к чужим проблемам?
Отказные дети: почему им нет места в своей семье?
Какие существуют самые распространенные причины отказа от своих детей? Можно ли как-то повлиять на сложившуюся ситуацию?
Родители и дети: правильные семейные отношения
Родительский авторитет существует в тех семьях, где родители требовательны, прежде всего, к себе. Взрослые должны уметь корректировать свое поведение.