Что нужно человеку для счастья? Самое главное, наверное, любовь. Любить и быть любимым, чувствовать свою необходимость и незаменимость хотя бы для одного человека в этом мире очень важно. Счастливый взрослый вырастает из счастливого ребёнка. Ребёнок черпает любовь в семье. А что если ее нет — семьи? Где взять силы и вдохновение не только на то, чтобы вырасти, но и на то, чтобы найти себя и занять достойное место в жизни? В этой статье MedAboutMe расскажет о том, какими вырастают отказные дети и чем они отличаются от «домашних» детей? Помогать нам будет эксперт психолог, психотерапевт Анастасия Менн.
Не такие как все
Слова «отказник» и «детдомовец» нередко звучат, как приговор для ребёнка. Часто в обществе их считают детьми «второго сорта». Зачастую для описания детей, лишенных родительского воспитания в семье, используются следующие «эпитеты»: проблемный, невоспитанный, трудный, неуправляемый, отсталый, агрессивный, опасный, замкнутый и др. Действительно ли это так? Или же это стереотипы, навязанные обществом, которые беспочвенны и абсурдны? Будем разбираться.
Для младенца, появившегося на свет, очень важно ощущать любовь, тепло, защиту, которые он получает от членов своей семьи. В первую очередь от матери, которая выносила его и подарила ему жизнь. Не расставаясь ранее ни на секунду, они вдруг становятся разлученными навсегда. Легко ли это для малыша, пережить расставание с самым родным человеком, которому он оказался не нужен? А может быть, ребёнок слишком мал, чтобы ощутить и осознать глубину свалившейся на него проблемы? Спросим об этом психолога Анастасию Менн.
— Первый год жизни малыша является очень важным этапом его развития. Анастасия, расскажите, как протекает этот период у младенцев, оказавшихся в доме малютки после рождения? Какое влияние на становление психики отказного ребёнка оказывает разлука с матерью?
— Знаете, что сказал о брошенных детях известный американский писатель Джон Ирвинг? «Не забывай, у сирот ведь ничего нет. А нужно им все, что и другим людям».
Чтобы понять особенности психики отказного ребёнка, предлагаю обратиться к этапам развития любого человека, предложенными советским психологом Даниилом Борисовичем Элькониным и американским психологом Эриком Эриксоном, и мы увидим, что на этих этапах происходит у ребёнка, растущего в детском доме.
На младенческом этапе, который длится до 1 года, основным для ребёнка является взаимодействие с взрослым, с матерью. Мать удовлетворяет всего его потребности. С помощью близкого эмоционального общения ребёнок развивается и тем самым взаимодействует с внешним миром. Здесь же формируется чувство базового доверия к миру: малыш понимает, что его потребности удовлетворяются, он доверяет окружающим людям, привязывается к ним.
Для ребёнка, растущего до года в доме малютки, не всегда созданы условия, когда его потребности удовлетворяются достаточно быстро. Это может привести к возникновению у малыша страхов, а главное, общего чувства недоверия к миру, недостатка во взаимодействии с окружающей действительностью, что в дальнейшем также может повлиять на общение и развитие ребёнка.
Получается, что наиболее серьёзной утратой в младенчестве может быть именно утрата связи с матерью. В этот период закладывается база, на которой будет строиться всё развитие психики ребёнка.
— В первые годы жизни у человека активно формируется структура личности, на что родителям стоит обращать особое внимание. Ребёнок в это время очень уязвим в физическом, социальном и эмоциональном плане. Он очень зависим от ближайших родственников, от взаимоотношений между членами семьи. Как же протекает этот период у отказных детей, испытывающих явный недостаток эмоционального общения?
— В периоде раннего детства (до трех лет) ребёнок начинает взаимодействовать с окружающими предметами, начинается развитие речи в общении с близкими людьми. Он начинает пародировать действия взрослого, при этом формируется понимание себя как отдельной личности, появляется известное многим родителям «я сам». В этот период закладывается мышление ребёнка, речь, формируется познавательная деятельность.
В условиях детского дома опять же не всегда есть возможность предоставить возможность ребёнку действовать самостоятельно: из-за большого количества подопечных, воспитателю легче быстро одеть, раздеть, накормить ребёнка, чем дать ему возможность медленно, но зато самостоятельно действовать. Из-за этого у ребёнка может развиться нерешительность, неуверенность в себе. А если ребёнка часто ругают, то присоединяется еще и чувство стыда, которое может стать постоянным спутником. Плюс ко всему, из-за недостатка общения с взрослым, невозможности слушать речь, возникает некоторое отставание в речевом развитии.
— Вероятно, что отставание в речевом развитии, скажется и в дальнейшем. А как же многочисленный детский коллектив? Анастасия, расскажите нам, разве плохо, если ребёнок дошкольного возраста развивается среди большого количества детей?
— В дошкольном возрасте (до 7 лет) для детей самое главное — игра. Причём игрушки вполне могут быть заменены на обычные предметы, так как в этот период активно развивается фантазия. Также в этот период дети учатся соблюдать игровые правила и взаимодействовать уже со сверстниками, сотрудничать друг с другом. Ребёнок продолжает имитировать действия взрослого, начинает понимать семейные роли. Именно на этом этапе закладывается совесть ребёнка, он начинает понимать, что «хорошо», а что «плохо» под контролем взрослого.
В детском доме у ребёнка намного меньше возможностей наблюдать за поведением взрослых, так как взрослые в основном выступают в роли контролирующих и частично удовлетворяющих потребности ребёнка людей. Сложнее происходит понимание того, что хорошо, а что плохо в условиях воспитания в детском доме. Также возможны трудности в инициировании игровой деятельности: дети делают в основном только то, что говорит воспитатель, из-за чего возникают проблемы в формировании инициативы и самостоятельности. Из-за того, что воспитатель не в силах уделить достаточно внимания каждому воспитаннику, у детей хуже формируется привязанность к людям в целом.
— Анастасия, меняется ли ситуация в лучшую сторону в младшем школьном возрасте у детей, воспитываемых в детском доме? В этот период «домашние» дети начинают отдаляться от семьи, у них появляются новые интересы, друзья, обязанности. Быть может школа «уравнивает» всех ребят?
— Младший школьный возраст характеризуется тем, что уже практически все дети выходят в социум вне их семьи: начинается обучение в школе, которое становится основной деятельностью в данный возрастной период. У ребёнка продолжается осознание именно социальных норм поведения, правил, развивается самоконтроль. В этот период очень важна похвала для ребёнка, как со стороны учителя, так и со стороны родителей, благодаря чему развивается трудолюбие и интерес.
В детском доме чаще всего нет вот этой ситуации «выхода» из семьи в школу, так как обучение происходит там же и в том же коллективе. Таким образом, у ребёнка не формируются адаптивные механизмы при переходе из одной среды в другую. Тяжелее усваиваются школьные правила, из-за чего, в том числе падает успеваемость, происходит ограниченность кругозора. Ученикам очень важно обратить на себя внимание нового взрослого — учителя, и зачастую не важно, будет ли оно позитивным или нет. Дело в том, что они испытывают огромную потребность во внимании, которого они лишены с детства. Для решения этой проблемы дети прибегают к разным способам, в том числе не к самому хорошему поведению.
— А затем наступает подростковый возраст, который порой протекает нелегко даже у детей из очень благополучных семей. Анастасия, чем отличается взросление детей из детского дома от такового у детей, воспитываемых в семьях?
— Этот период считается переходным от детства к юности. На данном этапе главным для подростка становится общение со сверстниками, может начаться обесценивание взрослых, родителей. Подросток ищет своё место в коллективе, но также ему важна возможность для уединения и самоанализа. На этом этапе происходит формирование образа себя, понимание «кто я есть, и чего я хочу», основанное на всём своём жизненном опыте до этого момента, начиная с раннего детства. Здесь же формируются профессиональные интересы.
Если ребёнок с раннего детства воспитывался в детском доме и не все его этапы были полноценно пройдены, то к подростковому возрасту труднее формируется чувство целостности себя как личности, то есть подросток больше подвержен влиянию окружающих (особенно сверстников в данный период времени), может произойти как бы подавление личности в человеке. Также именно в этот период, подросток из детского дома начинает остро понимать и страдать из-за того, что он не такой как все, что он был лишён многого в детстве. Может появиться озлобленность на сверстников не из детских домов на фоне чувства стыда за такое детство.
— Анастасия, мы обсудили особенности формирования личности ребёнка в разные возрастные периоды. Несомненно, отсутствие родительской любви, внимания, ласки, советов и даже критики сказываются на том, каким вырастет ребёнок, от которого отказалась семья. Но не все люди одинаковые. Возможно ли, что ребёнок преодолеет свалившиеся на него трудности и минует серьезные проблемы становления психики?
— На каждом возрастном этапе дети проходят одни и те же стадии развития, но в условиях детского дома не все потребности ребёнка могут быть удовлетворены вполне. Из-за этого у детей могут возникать: недоверие к окружающему миру, задержка психо-речевого развития, страхи, снижение возможности адаптации к новым условиям жизни, отсутствие интереса к труду и учёбе, отсутствие чувства целостности, нестабильность эмоциональных реакций…
Конечно, так однозначно нельзя сказать про всех детей. Не случайно пишут «могут», потому что хоть и велика вероятность возникновения ряда проблем, но у меня есть вера в человеческие возможности к росту, развитию и изменениям несмотря ни на что. Ведь в каждом правиле есть исключения!
— Анастасия, какую литературу вы порекомендуете нашим читателям, чтобы подробнее изучить обсуждаемую нами проблему?
— «Дом, в котором…», автор Мариам Петросян;
«Белое на чёрном», автобиографический роман Рубена Давида Гонсалеса.
— Спасибо вам за беседу!