Словосочетание «опухоль мозга» звучит очень устрашающе даже для взрослого человека. Что уж говорить, если такой диагноз услышат родители в отношении своего чада? У большинства людей с ним ассоциируются самые худшие прогнозы и печальные варианты развития событий. Однако опухоли мозга – это большая группа заболеваний, которая включает не только злокачественные, но и доброкачественные образования.
Доброкачественные опухоли считаются более «благоприятными»: они не отдают метастазов и довольно хорошо лечатся. Однако запускать такие образования все равно не стоит. MedAboutMe рассказывает о симптомах, возможных осложнениях, методах диагностики и лечения.
Виды и возможные причины опухолей
Все патологические образования головного мозга делят на две группы: врожденные и приобретенные. Первые возникают в результате нарушения на каком-либо этапе эмбрионального развития, а вторые могут быть следствием перенесенной вирусной инфекции, облучения или травмы.
Среди наиболее распространенных доброкачественных образований выделяют:
- менингиомы (образуются из клеток мозговых оболочек);
- астроцитома (опухоль из звездчатых нервных клеток);
- эпендимома (из клеток выстилки желудочков мозга);
- шваннома (из шванновских клеток);
- краниофарингиома (врожденное новообразование из клеток эпителия);
- аденома гипофиза (опухоль из железистой ткани).
Первые признаки болезни: на что обратить внимание?
Большинство доброкачественных образований головного мозга растут очень медленно. А это значит, что проявления могут быть выражены слабо, возникать и пропадать под действием определенных факторов (активности, питания, нагрузок).
Тем не менее, родителям стоит обратить внимание на некоторые важные признаки:
- головные боли и приступы тошноты (преимущественно в утреннее время);
- нарушения зрения (снижение четкости, появление мушек или пятен перед глазами, выпадение полей зрения);
- периодические приступы мышечной слабости (необъяснимые падения);
- обморочные состояния;
- судорожный синдром;
- резкие колебания массы тела (набор или похудение);
- изменения характера (повышенная плаксивость, истеричность или апатичность);
- нарушение когнитивных функций;
- нарушение координации;
- онемение конечностей.
У детей школьного возраста начинаются проблемы с учебой: это связано с нарушением когнитивных функций. Ребёнок может плохо усваивать информацию и не запоминать ее, иногда страдает способность к чтению, письму и арифметике.
У малышей, которые только начинают ходить, отмечается выраженный регресс в двигательном развитии. Также при гидроцефалии (скопление жидкости в пространствах головного мозга) может измениться форма головы: это особенно сильно заметно у детей первых лет жизни.
Диагностика образований
Не всегда одних только симптомов достаточно для постановки диагноза. Ранние признаки опухоли могут маскироваться под другие заболевания нервной системы: именно поэтому требуется консультация и осмотр невролога. Обязательно оценивают когнитивные функции, зрение, слух и рефлексы вместе с координацией.
Основные методы диагностики:
- МРТ или КТ головного мозга;
- электроэнцефалография;
- биопсия новообразования.
Комплекс обследований позволяет не только визуализировать опухоль и оценить ее размеры и прорастание в окружающие ткани, но и дифференцировать злокачественные и доброкачественные новообразования. Это во многом определяет тактику дальнейшего ведения пациента и прогнозы.
Лечение доброкачественных опухолей
Оперативное вмешательство – основная тактика в лечении подобных образований. В качестве дополнительных методик может использоваться лучевая терапия (помогает уменьшить размеры образования). Вид операции зависит от локализации и размеров образования, а также от возраста.
Большинству юных больных, перенесших операцию на головном мозге, потребуется симптоматическая терапия. Могут быть назначены кортикостероиды, мочегонные, а также противосудорожные препараты.
Длительность и кратность приема определяется лечащим врачом.
Чтобы предотвратить развитие гидроцефалии, может быть установлен шунт. Он представляет собой специальную трубку, которая отвечает за выведение спинномозговой жидкости.
Прогнозы и реабилитация
Влияние подобного заболевания на качество жизни ребёнка сильно различается. У некоторых детей симптомы минимальны: через несколько месяцев после перенесенной операции они могут вернуться к привычной жизни. А при обширных поражениях головного мозга и сложных опухолях требуется длительная реабилитация.
В 2015 г. ученые Московского городского психолого-педагогического университета опубликовали исследование, посвященное оценке когнитивного развития детей с опухолями головного мозга. Эксперты изучили истории болезни 130 детей с подобными заболеваниями и пришли к выводу, что локализация опухоли не влияет на уровень интеллекта.
Однако наличие в анамнезе химио- или лучевой терапии ухудшает уровень общего когнитивного развития (особенно если опухоль расположена в задней черепной ямке).
Реабилитационные мероприятия и поддерживающая терапия помогают решить проблемы с нарушением физических и когнитивных функций. Восстановление включает не только физиотерапию, но и речевую терапию, психотерапию, использование слуховых аппаратов и коррекцию нарушений со стороны органа зрения.
Многим детям требуется дополнительная психологическая поддержка перед возвращением в организованный коллектив (школу или садик). На занятиях с психологом ребят учат правильно относиться к пережитому опыту, а также не стесняться возможных проблем в общении со сверстниками. Педагоги могут дополнительно составить индивидуальную программу обучения, которая поможет быстро нагнать упущенный материал.
Доброкачественная опухоль головного мозга – это серьезное заболевание, которое не всегда безобидно. Однако сдаваться и раньше времени отчаиваться не стоит: большинство последствий можно устранить, если заняться лечением вовремя.