Связь аутизма и проблем с пищеварением заметили давно. У детей с расстройством аутического спектра почти в половине случаев есть нарушения пищеварения. А симптомы РАС у таких пациентов выражаются особенно сильно. И хотя причина аутизма генетическая, но, как оказывается, РАС поддается коррекции не только при помощи поведенческих методик терапии.
О том, что удалось узнать ученым и как они уже внедряют эти способы лечения в практику, рассказывает MedAboutMe.
Кто главнее: мозг или кишечник?
Хотя этот вопрос звучит странно – конечно же, мозг управляет нашим телом! Но ответ на него не так прост. Работа отделов мозга зависит от множества факторов, и от того, как остальные органы справляются со своими функциями, может меняться мышление, психоэмоциональное состояние, да практически все.
Взаимосвязь психики и кишечника может почувствовать на себе каждый: стоит только увлечься кофе, начинается избыточная нервная активность. Затем обезвоживание (а кофеин приводит к повышенному выделению мочи) вызывает запоры. Потом резко падает работоспособность, человек опять пьет кофе…
Если не остановиться вовремя, возникает настоящая кофе-зависимость. И это – лишь один из примеров, когда какой-то контролируемый компонент поступает в тело извне. А если такие скрытые процессы происходят внутри организма?
На основе наблюдений за проблемами пищеварения у детей с РАС возникла масса различных «методик лечения аутизма». Пищевые добавки, особые диеты, режимы питания – что-то помогало, что-то нет.
Из-за необоснованности методик к научным они не относились (и до сих пор не относятся). Но определенная логика в этом есть.
Довольно долго считалось, что вся причина в избирательности рациона людей с аутизмом. Затем – в том, что мозг при РАС неправильно управляет кишечником. И хотя он действительно влияет на пищеварительные функции, но это не полная картина.
Как сегодня говорят ученые, состав кишечной микрофлоры может довольно сильно влиять на симптомы аутизма. Настолько, что, если здоровым мышам пересадить микробиом от ребёнка с РАС, у них начинается стереотипическое поведение – как при аутизме.
И все это можно корректировать.
Согласно исследованиям, у людей с аутизмом есть особенность кишечной микрофлоры: малое видовое разнообразие. В ней меньше полезных и условно-патогенных бактерий, чем у нормотипичного человека.
Как мыши «заразились» аутизмом
В Калифорнийском технологическом институте здоровые мыши стали проявлять симптомы РАС. Они родились от мышей-родителей, которым пересадили кишечную микрофлору от детей с этим расстройством.
По итогам исследования, опубликованного в журнале Cell, оказалось, что данная процедура фекальной трансплантации не просто нарушила состав микрофлоры в кишечнике. Было отмечено изменение активности ряда генов, работающих в клетках мозга, а также падение уровня некоторых сигнальных молекул, в основном упали уровни таурина и 5-аминовалериановой кислоты. Если же добавлять эти вещества в корм мышам, проявления РАС ослабевают.
У мышей аутизм регистрируют по снижению стремления общаться с сородичами, уменьшению «разговорчивости» — звуковых сигналов, и стереотипному поведению.
В контрольной группе мышей, которой пересадили лиофилизаты бактерий из фекалий здоровых детей, таких проявлений не было.
Апробация процедуры на детях с РАС
Фекальная трансплантация – это перенос в кишечник пациента лиофилизированных культур микрофлоры донора.
Лиофилизация – от греческого «растворяю» и «люблю», процесс мягкой сушки через замораживание и сублимацию в вакуумной среде.
Такая процедура помогает восстанавливать нормальную микрофлору кишечника. Ее используют при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, апробируют при синдроме раздраженного кишечника. И она также, как оказывается, способна воздействовать на течение аутоиммунных и неврологических расстройств.
По отчету исследователей в журнале Scientific Reports, 2017 г., в числе расстройств, которые можно корректировать с помощью лиофилизата бактерий от здорового донора, оказался и аутизм.
- 18 детей, участвовавших в исследовании, после переноса кишечных бактериальных культур, показали снижение проявлений РАС. Уменьшались признаки гиперактивности, улучшались социальные, коммуникативные навыки. Эффект от одной процедуры составлял 24% в среднем и длился 8 недель.
В прошлом году эксперимент повторили с более длительным воздействием. Эффект оказался поразительным: тяжесть симптомов упала на 45%.
- До переноса бактерий 83% детей были диагностированы как имеющие тяжелую степень РАС, после тяжелых форм осталось только 17%. На данный момент готовятся масштабные клинические исследования.
Чем объясняется такое действие?
У детей с РАС в 4 раза чаще развиваются желудочно-кишечные расстройства – от диареи, боли, вздутия и рефлюкса до воспаления пищевода и рвоты. Это влияет на сон, концентрацию внимания, поведение, ухудшает качество жизни.
У кишечника есть своя собственная нервная система: она отвечает за сокращения стенок, координирует процессы пищеварения, всасывания пищи, усвоения питательных веществ. Это сложная интегрированная сеть нейронов.
Хотя структура у нее отличная от других нервных систем, клеток в ней примерно столько же, сколько в спинном мозге, и используются почти те же самые нейрохимические рецепторы, аминокислоты и белки.
Выраженная генетическая составляющая расстройства аутического спектра определяется более, чем 1000 мутаций в генах – и это только то, что известно на сегодня. Многие из них меняют способ связи между нейронами в головном мозге. И, вероятно, в кишечной нервной системе тоже.
Например, генная мутация нейролигин-3, воздействие которой изучили в головном мозге, также проявляет себя в кишечнике, вызывая диарею и эзофагит. Она же связана с изменением соотношений микроорганизмов в толстой кишке – в том же виде, который выявляется у людей с сахарным диабетом 2 типа, ожирением и воспалительными заболеваниями кишечника.
Журнал Journal of Clinical Investigation опубликовал доказательства, что при некоторых формах РАС нарушения работы ЖКТ появляются как результат тех же генетических мутаций, которые вызывают поведенческие и социальные изменения.
Еще одно исследование выявило, что у мышей с определенной генетической мутацией в гене SERT, ассоциированной с аутизмом, меньше нейронов в кишечнике. Это приводит к замедлению передвижения пищевого комка и запору. Что еще более важно, в эксперименте с мышами эти симптомы предотвращались, если матери получали в период беременности терапию серотонинергическим средством, стимулирующим развитие нервных клеток.
Можно ли влиять на самочувствие и поведение ребёнка с РАС при помощи пребиотиков?
Кишечная симптоматика может улучшаться. А вот в отношении поведенческих особенностей точного ответа нет: в одних исследованиях детям помогали пребиотики, в других эффекта не было.
Что все это значит для людей с РАС?
- Хотя многие эксперименты проводились только на грызунах, уже есть обнадеживающие результаты исследований с участием людей.
- Доказана связь аутизма и нарушений работы кишечника, и причина – не в диетах. Детям и людям с аутизмом требуется больше внимания и контроля работы ЖКТ.
- Антибиотики в лечении детей с РАС должны подбираться со строгим учетом всех правил назначения и влияния на кишечную микрофлору.
- Диагностика и своевременная терапия болезней кишечника может улучшить психическое состояние ребёнка с аутизмом, и не только за счет уменьшения физического дискомфорта.
- Процедуры изменения кишечной микробиоты могут стать способом не только снижения количества кишечных расстройств, но и коррекции поведения. Мутаций в генах это не отменит, но поможет смягчать последствия РАС и улучшать качество жизни.