Нейропсихология — это относительно новое направление в психологии, которое занимается изучением работы мозга и роли его разных структур в познавательной деятельности человека. Впервые такую отрасль науки как нейропсихологию выделил психологи и врач Александр Лурия. Особый вклад в изучение детской психики внёс Даниил Борисович Эльконин. Советский врач и учёный, выделил особую область в детской психологии — психология развития. Это направление в науке изучает особенности психического развития ребёнка в зависимости от возраста и влияние различных факторов на это развитие. Узнаем больше о системе, которую создал Д.Б. Эльконин — психология развития ребёнка и важные этапы.
Особенности возрастного развития детей
Особенности психического развития определяется качественными и структурными преобразованиями мозга ребёнка. Учёные определяют несколько особенностей, характерных для возрастного развития психики.
- Во-первых, психическое развитие необратимо.
- Во-вторых, наряду с прогрессом, всегда присутствуют элементы регресса. Развивая одно направление, всегда оставляем неразвитыми многие другие.
- И, в-третьих, развитие идёт неравномерно. Резкие подъёмы обычно сменяются периодами, когда развитие замедляется, и идёт переработка и осмысление полученных знаний и навыков.
Американский психолог Дж. Болдуин выделил основные факторы, влияющие на развитие психики ребёнка. Помимо врождённых особенностей, большую роль играет социальная среда. Социум оказывает активное воздействие на формирование человеческих качеств и мировоззрение ребёнка.
Периоды развития ребёнка
Эльконин выделил несколько этапов развития ребёнка и описал их особенности. Каждый этап характеризуется своей ведущей деятельностью.
- Младенчество. Это период от рождения до 1 года. Серое вещество головного мозга в этот период развития ребёнка слабо дифференцировано. Ребёнок общается эмоциями. Он понимает интонацию, мимику лица. В это время начинают формироваться некоторые простые условные рефлексы. Образуются связи между нейронами и развивается память.
- Раннее детство. Длится с 1 года до 3 лет. Дети учатся управляться с разными предметами. Развивается мелкая и крупная моторика. Ребёнок начинает воспринимать себя как личность, начинает формироваться вторая сигнальная система — речь. В этот период могут появиться первые страхи.
- Дошкольный возраст. Это период с 3 до 7 лет. Основной вид деятельности в этом возрасте — это игра. Ребёнок придумывает разные сюжеты, подражает взрослым, начинает понимать смысл человеческих ценностей, учится общаться с другими. Игры формируют характер ребёнка и учат управлять своими эмоциями и поведением. Но мозг ещё недостаточно развит, детям сложно воспринимать большое количество информации.
- Ранний школьный. Длится с 7 до 11 лет. Это очень важный период в развитии. У маленького человека складывается мнение о самом себе. Расширяются права и границы деятельности ребёнка, повышается его социальный статус. Интенсивно развивается мелкая моторика.
- Средний школьный возраст. Это период с 11 до 16 лет. В этот период происходит половое созревание и интенсивный рост. У ребёнка появляются личностные общения со сверстниками. Подросток смотрит на мир со своей точки зрения, и только её он считает правильной.
- Старший школьный возраст. Это период с 16 до 18 лет. Появляется потребность в учебно-профессиональной деятельности. Подросток самоопределяется, у него появляется система личных ценностей.