Эмоциональный «магнит» для успешной учебы

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

По данным журнала Forbes, из 500 богатейших людей планеты более трети не имеют университетских дипломов. Доходы образованных миллионеров, как сообщается в журнале, ниже чем заработки коллег, не получивших престижного документа об образовании.

Что же важнее: IQ или EQ? В чем их принципиальное отличие для развития ребёнка и что именно нужно предпринять родителям, чтобы эмоциональный интеллект детей развивался, обеспечивая им в будущем комфортное обучение и общение, разбираемся вместе на MedAboutMe.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей

Силу эмоций чувствуют все, но что люди знают о них? Спрятавшись среди ста миллиардов нейронов головного мозга, эмоции составляют важную часть интеллекта. Эмоционального интеллекта, который ученые называют «ключом» к гармоничной жизни и успешной карьере.

Личный опыт
Дино Петридес, профессор кафедры психологии, Лондон

Все наши действия, так или иначе, связаны с эмоциями. Концепция эмоционального интеллекта разрабатывается многими учеными XX века и я почти двадцать лет занимаюсь его исследованием с тех пор, как прочел об этом книгу Дэниела Гоулмана.

Убежден, что жить «на автопилоте» нельзя. Хотя многие люди так и делают, выстраивая цепочку: работа — продвижение по службе — больше денег — семья — успешные дети. Так продолжается всю жизнь. Люди механически выполняют действия, не задумываясь о природе своих поступков. Подобный образ жизни приводит к эмоциональному разочарованию.

Надо обязательно оценивать собственное поведение, задавая именно себе вопросы: Что и почему я делаю? Для чего мне это нужно? Чем я пожертвовал, добиваясь всего?

Для саморефлексии не обязательны университетские знания. Каждый человек может помочь себе сам. Это не просто концепция, а практический инструмент, который с успехом используется ведущими мировыми компаниями, например Google.

Известные психологи Питер Саловей и Джон Мейер определили эмоциональный интеллект как совокупность нескольких навыков:

  • точная оценка эмоций других людей и такая же точность в способе выразить собственные;
  • умение управлять эмоциями для эффективного решения проблем;
  • способность осознавать, классифицировать и развивать эмоции для правильного построения взаимоотношений;
  • использование информативности эмоций для управления и своими, и чужими эмоциями.
Комментарий эксперта
Марина Вейнис, преподаватель РКИ, филолог, вице-президент российско-нидерландского фонда «Содружество»

Эмоциональный интеллект необходим для социализации ребёнка в обществе, в окружающем его социуме. К сожалению, школа не учит ребёнка социальному поведению, как правильно малышу выразить свои эмоции в отношении сверстников и взрослых, как рассказать о своих чувствах, переживаниях, обидах, тревогах, как мотивировать себя на изучение трудных предметов.

В Нидерландах, например, большое значение придается эмоциональному интеллекту ребёнка. В голландском обществе ты должен быть успешен социально, а для этого не обязательно быть умным.

Именно поэтому в начальных и средних голландских школах преподаватели направляют некоторых учеников на прохождение тестов по социальной адаптации и уровню эмоционального интеллекта. Малыши обучаются навыкам решать конфликтные ситуации, эмпатии по отношению к окружающим, контролировать свои чувства: проявление радости, гнева, обиды, любопытства, выражению гордости за свои достижения и победы.

Думаю, педагогам в российской школе имеет смысл обратить внимание на эту проблему и уделять больше внимание развитию эмоционального интеллекта школьников, чтобы в дальнейшем их жизненные успехи измерялись бы не только количеством победителей научных олимпиад, но и крепкой дружбой, ощущением счастья от каждого прожитого дня, умением найти общий язык со сверстниками, коллегами, соседями, друзьями.

Зачем людям нужен эмоциональный интеллект? Для того чтобы намерения превращались в действия, но не импульсивные, а осознанные и обоснованные.

Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект? Для успешного общения с другими людьми, налаживания продуктивных связей, воспитания детей, преодоления трудностей и снятия стресса, распознавания эмоционального состояния других людей.

Комментарий эксперта
Александр Косачев, писатель, социальный педагог-психолог

В психиатрии есть, характеризующий доминирующий тип матери, не интересующейся потребностями других людей — «шизофреногенная». Ребёнку вербально будет дано разрешение на действие («Можешь погулять!»), но невербальная форма (жесты и мимика) говорят о другом («Стой и никуда не уходи!»).

Следовательно, у малыша не будет понимания социальных норм, он будет пассивно ждать указов, а его психоэмоциональное состояние будет холодным, несчастным.

Тоже самое произойдет с ребёнком и в школе без участия эмоций в образовательном процессе. Ученик не сможет обучиться и понять многие вещи. Литературу, изобразительное искусство преподавать станет бессмысленно, поскольку они направлены на работу с эмоциями — это их главная задача.

Л.С. Выготский утверждал, что «Эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога». Эмоции позволяют побуждать ученика к образованию, устанавливать контакты, понимать себя и других, транслировать собственные переживания.

Таким образом, эмоции являются важнейшим психическим процессом, которые необходимы для образования и становления человека как личности, а также для яркой и счастливой жизни.

Что важнее для ребёнка: IQ или EQ?

Что важнее для ребёнка: IQ или EQ?

Билл Гейтс, создавший крупнейшую корпорацию, оставил гарвардский университет после второго курса. В штате его компании половина сотрудников без диплома, но они отличаются креативными способностями и умением работать в команде. Значит ли это, что учиться не стоит? Ни в коем случае, утверждают педагоги и психологи. Необходимо, наряду с получением знаний, выработать свой стиль справляться с трудными ситуациями в жизни. Развитие эмоционального интеллекта помогает научиться так управлять собственными эмоциями, чтобы они не вредили другим людям.

Комментарий эксперта
Любовь Богданова, психолог, руководитель Международного центра изучения и практики осознанного дыхания

Эмоции — это часть человеческой жизни, но в нашем социально-культурном пространстве нет понимания, что культуре эмоций следует обучать с детства точно так же, как культуре физического тела.

Родители приучают детей мыть руки и чистить зубы, но об эмоциональной чистоте не задумываются. С одной стороны — это закономерно, если сами родители не владеют такими навыками и не видят в этом потребности.

Однако по данным Национального Медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава РФ, в состоянии здоровья школьников проявились существенные негативные тенденции, одной из которых является хронический стресс.

Среди доминирующих нарушений отмечаются функциональные отклонения в работе нервной системы и психической сферы.

Наиболее частые проявления эмоциональных нарушений у детей:

  • общая тревожность ребёнка;
  • эмоциональная истощенность;
  • агрессия;
  • проблемы в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Хочется верить, что родители будут серьезнее относиться к состоянию эмоциональной сферы детей и подростков. Отсутствие эмоциональной культуры разрушает не только здоровье, но, в итоге, мешает успешности в жизни.

Поэтому так важна грамотная работа с эмоциями детей в школе. Ведь там ребёнок встречается с полным спектром эмоций — от радости и воодушевления до разочарования и гнева.

Желательно, чтобы учителя помогали детям справляться с негативными эмоциями, не подавляли их в себе, не вымещая на окружающих. Даже избыточные позитивные эмоции требуют приведения их в гармоничное русло.

Вот почему Организация Объединенных Наций совместно с Международным Фондом по работе с дыханием открыла специальную программу «Дыхание в школах». Небольшими дыхательными упражнениями буквально за 10-20 секунд (!) можно нормализовать эмоциональное состояние человека — и взрослого, и ребёнка. Дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении тела (стоя, сидя, лежа, в ходьбе), в любой обстановке — в классе, в холле, на улице, применять для группы детей или для одного ребёнка. Учителя благодаря этим упражнениям также улучшат свое эмоциональное и физическое состояние. Если навыкам грамотной работы с дыханием для управления эмоциями обучить еще и родителей, то появляется серьезный шанс на оздоровление всей семьи.

Почему же так важно развитие эмоционального интеллекта? К сожалению, блестящие знания и высокий коэффициент интеллекта (IQ) не всегда помогают добиться такого же великолепного успеха в жизни и карьере. Знания важны, но не менее важно умение совладать с эмоциями перед важным выступлением или экзаменом. Ученые убеждены в том, что тандем IQ с развитым эмоциональным интеллектом (EQ) способен помочь достижению целей и в личной жизни, и в карьере.

Комментарий эксперта
Анжела Николаевна Орлова, заведующая психолого-педагогическим отделением Центра Здоровья и Развития имени Святителя Луки

В отечественной педагогике положение об эмоциональном интеллекте является одним из основополагающих, на этом строится весь процесс обучения. О единстве аффекта и интеллекта говорили: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

Особенно важно развитие эмоционального интеллекта именно в дошкольном возрасте, так как в это время идет активное формирование различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) и эмоциональное становление детей.

К сожалению, современные родители чрезмерное внимание уделяют обучению ребёнка-дошкольника школьным навыкам: чтению, письму, счетным операциям, в ущерб развитию распознавания своих эмоций и эмоций окружающих, развитию активности и самостоятельности в различных видах деятельности, что, на сегодняшний день, является главным элементом понятия «психологической готовности к школе».

Где купить «коробочку для нервов»

Где купить «коробочку для нервов»

Что же делать родителям, чтобы научить ребёнка «прятать нервы в коробочку»? Для начала, самим разобраться в понятии такое «эмоциональный интеллект».

Как научить малыша осознавать собственные эмоции?

Принять вообще мысль существовании эмоции, и понять, что они являются нормальной реакцией организма на происходящее.

Признать право ребёнка на их проявление.

Комментарий эксперта
Любовь Богданова, психолог, руководитель Международного центра изучения и практики осознанного дыхания

Эмоции — это часть человеческой жизни, но в нашем социально-культурном пространстве нет понимания, что культуре эмоций следует обучать с детства точно так же, как культуре физического тела.

Родители приучают детей мыть руки и чистить зубы, но об эмоциональной чистоте не задумываются. С одной стороны — это закономерно, если сами родители не владеют такими навыками и не видят в этом потребности.

Однако по данным Национального Медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава РФ, в состоянии здоровья школьников проявились существенные негативные тенденции, одной из которых является хронический стресс.

Среди доминирующих нарушений отмечаются функциональные отклонения в работе нервной системы и психической сферы.

Наиболее частые проявления эмоциональных нарушений у детей:

  • общая тревожность ребёнка;
  • эмоциональная истощенность;
  • агрессия;
  • проблемы в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Хочется верить, что родители будут серьезнее относиться к состоянию эмоциональной сферы детей и подростков. Отсутствие эмоциональной культуры разрушает не только здоровье, но, в итоге, мешает успешности в жизни.

Поэтому так важна грамотная работа с эмоциями детей в школе. Ведь там ребёнок встречается с полным спектром эмоций — от радости и воодушевления до разочарования и гнева.

Желательно, чтобы учителя помогали детям справляться с негативными эмоциями, не подавляли их в себе, не вымещая на окружающих. Даже избыточные позитивные эмоции требуют приведения их в гармоничное русло.

Вот почему Организация Объединенных Наций совместно с Международным Фондом по работе с дыханием открыла специальную программу «Дыхание в школах». Небольшими дыхательными упражнениями буквально за 10-20 секунд (!) можно нормализовать эмоциональное состояние человека — и взрослого, и ребёнка. Дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении тела (стоя, сидя, лежа, в ходьбе), в любой обстановке — в классе, в холле, на улице, применять для группы детей или для одного ребёнка. Учителя благодаря этим упражнениям также улучшат свое эмоциональное и физическое состояние. Если навыкам грамотной работы с дыханием для управления эмоциями обучить еще и родителей, то появляется серьезный шанс на оздоровление всей семьи.

торые говорят, что эмоции в разговоре все-таки необходимы! Но смайлики не могут заменить тесного эмоционального общения людей. А чтобы оно стало полноценным, его надо развивать и тренировать. Поэтому в современном обучении акцент правильнее делать на развитие эмоционального интеллекта, на накопление опыта взаимодействия и управления своими эмоциями.

По результатам исследований ученых, успешность руководителя зависит от его эмоционального интеллекта на 80%, а всего на 20% от IQ.

Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта может быть таким, каким ему нужно быть в определенной ситуации для достижения цели. Он умеет эффективно справляться со стрессовой ситуацией и управлять своими эмоциями.

В магазинах не продают коробочек, куда можно спрятать нервы. Ребёнка нужно научить создавать такую «коробочку» самостоятельно.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Как прием лекарств влияет на состояние полости рта?

Побочные эффекты лекарств: активация бактерий, вызывающих кариес и воспаление десен.

8 причин повышенной чувствительности зубов

Почему возникает чувствительность зубов и как с ней справиться?

Геморрой: средства для борьбы с заболеванием

Какие лекарственные препараты помогут справиться с симптомами геморроя?

Ребенок заболел на даче: первая помощь, детская аптечка

Нередко в период длительного пребывания летом на даче с малышом, возможны заболевания или мелкие травмы, требующие помощи.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Насморк: почему течет из носа?

Насморк вызывает отек слизистой, что не позволяет носу нормально дышать. Как проходит лечение насморка в зависимости от его вида?

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.
Опубликовано 20.03.2018 14:48, обновлено 17.04.2020 18:35
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Обсуждение проблем обучения по учебникам нового типа // Вопросы психологии 2010 №2

Читайте также

Берем эмоции под контроль для успешной учебы!
Уверенность в себе, самообладание, выдержка и власть над эмоциями – вот качества, которые помогут ребенку прийти к успеху в жизни. Как их приобрести?
Как мотивировать школьника к учебе: советы родителям
Чтобы мотивировать ребенка на получение знаний, можно применить несколько «хитростей». Что делать родителям, если малыш не хочет учиться?
Пропал интерес к учебе: ругать нельзя помиловать
Разберем со всех сторон вопрос, отчего ваш ребенок перестал заниматься, и послушаем мнение экспертов.
Дети в школе: как помочь ребенку полюбить учебу?
Приходя в первый класс, дети, при столкновении с первыми трудностями незнакомого процесса, сдают назад. Как помочь ребенку?
Правильная мотивация детей на учебу
Как правильно мотивировать детей разного возраста на учебу: советы для родителей.
Учебный процесс в жизни ребенка
Заставить ребенка учиться не так трудно, как зародить в нем интерес к науке и развить способность для достижения успеха.