Эстетическое развитие личности ребёнка — это приобщение к прекрасному, приучение замечать и чувствовать красоту в жизни, в природе, в окружающих людях и их поступках. Без соответствующего воспитания в этой сфере невозможно правильное гармоничное развитие личности.
Задачи и приемы
Что касается основных задач, к ним относится приобретение теоретических знаний и формирование умений. Взрослые должны развивать интерес к художественной культуре, воспитывать эстетический вкус, чувство гармонии, формировать потребность в красоте, развивать творческие способности ребёнка, побуждать его к творчеству.
Приемы и методы эстетического воспитания зависят от возраста ребёнка. С самым маленьким можно наблюдать за объектами природы, рассказывать об увиденном, читать сказки, декламировать стихи, слушать музыку. С ребятами постарше знакомиться с произведениями искусства, изучать разные виды искусства, посещать выставки, концерты, экспозиции. Со школьниками можно не только вести познавательные беседы, но и анализировать, сравнивать образцы искусства.
Конечно, в любом возрасте следует вовлекать ребёнка в творчество. Обучение рисунку, танцам, пению, игре на музыкальном инструменте, лепке способствует не только развитию способностей ребёнка, но и учит его видеть красоту в окружающем мире, в том, что он делает.
Основные приемы:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Ребёнок наблюдает, изучает, анализирует, слушает, пробует делать что-то самостоятельно. Все приемы обязательно надо использовать в развитии ребёнка, не опираясь на что-то одно.
Виды деятельности
К видам художественно-эстетической деятельности относится музыкальная, изобразительная, театральная, художественно-речевая:
- Музыкальная деятельность — ребёнок учится слушать музыку, танцевать, петь, играет в музыкальные игры.
- Изобразительная — ребёнок учится смешивать и подбирать цвета, овладевает разными техниками, лепит, создает аппликации.
- Театральная деятельность — участие в различных сценках, играх. В результате развивается навык художественной речи, расширяется музыкальное восприятие.
- Художественно-речевая — ребёнок знакомится с жанрами народного творчества, различными литературными произведениями, учится пересказывать текст, анализировать его, сочинять самостоятельно.
Конечно, для этого необходимо создание определенной среды. Для изобразительной деятельности потребуется пластилин, глина, бумага, карандаши, краски, кисти, цветная бумага, картон, ножницы. А также репродукции разных картин. Для музыкальной — коллекция аудиозаписей (детские песни, классические произведения), а также простейшие музыкальные инструменты (колокольчик, свистулька). Для театральной деятельности понадобятся костюмы, парик, аквагрим, набор кукольного или пальчикового театра. А для речевой — различные книги.
Конечно, с детьми занимаются педагоги и воспитатели, но и родители не должны забывать об эстетическом развитии своего ребёнка. С раннего детства читать книги, учить рисовать, а позже посещать театры, выставки.