Очень важно развивать у ребёнка мышление, внимание, логику, практические навыки. Но не менее важно приобщать ребёнка к прекрасному, учить видеть вокруг красоту. Целью эстетического воспитания и развития детей является развитие художественного вкуса, творческих способностей, формирование эстетического идеала.
Эстетическое воспитание дома
С раннего детства детям следует показывать разные иллюстрации, читать разнообразную литературу, декламировать стихи, включать музыку. Постепенно ребёнок будет учиться видеть, чувствовать и слышать красоту в словах, мелодии, рисунке.
Важно рассказывать и показывать ребёнку красоту в природе. Пусть внимательно рассмотрит цветок, облако, послушает, как поют птицы, как журчит ручей. Чаще стоит акцентировать внимание на то, как красиво то или иное явление природы (радуга, закат). Можно прочитать стихи о природе.
По мере взросления ребёнка следует знакомить его с работами разных художников, композиторов, писателей и поэтов. Беседовать,рассказывать свои впечатления и узнавать мнение, объяснять, что хотел донести композитор или писатель своим произведением.
В детском саду и школе
В школе и детском саду обязательно уделяется внимание эстетическому воспитанию детей. С этой целью педагоги проводят занятия: создание поделок, рисование, прослушивание музыки, лепка, беседы.
Детей приобщают к работе на фестивалях, конкурсах, утренниках. Устраивают экскурсии, посещение музеев и экспозиций, проводят вечера литературного и поэтического творчества. Кроме того, ребятам задают творческие домашние задания.
Посещение музеев, выставок, концертов
Очень важно регулярно посещать различные выставки художников, скульпторов, музеи, концерты. Гуляя по городу, можно знакомить ребёнка с достопримечательностями, уделив внимание красивым деталям. Желательно заранее узнать историю достопримечательности, чтобы рассказ был интересным и познавательным.
Можно использовать виртуальные экскурсии, иногда ездить в другие более крупные города, чтобы посещать музеи и выставки.
Конечно, всё зависит от возраста. В пять лет можно посетить кукольный театр. А в десять лет можно отправиться на балет или выставку художника.
Творчество
Эстетическое развитие предполагает творческие занятия. Желательно попробовать всё. Можно лепить, рисовать, петь, танцевать, делать поделки, шить, вышивать, вязать, выжигать по дереву, писать стихи или рассказы. И начинать с раннего детства. Малышам можно предложить пальчиковые краски, детям постарше пластилин и гуашь, а ребятам школьного возраста можно выбирать любые варианты.
Когда ребёнок определяется с тем, чем ему больше нравится заниматься, стоит посещать специальные занятия. Кружок по актёрскому мастерству, по пению или валянию — неважно, главное, чтобы ребёнку нравилось, чтобы он чувствовал, что делает что-то красивое.
Важно не делать акцент в воспитании лишь в одну сторону. Например, развивать интеллектуальные способности, забыв об эстетическом и физическом воспитании. Или делать упор только на эстетическое развитие, забывая о других сферах воспитания. Развитие и воспитание должны быть гармоничными и всесторонними.