Нормальный изгиб стопы формируется по мере роста ребёнка. Плоскостопие у маленьких детей не считается болезнью. Оно представляет собой временное и абсолютно физиологичное явление, которое с годами проходит естественным образом. Но в некоторых случаях патология все-таки развивается, и тогда медики рекомендуют использовать специальную лечебную гимнастику. Обычно такие рекомендации даются по достижении ребёнком 5-6 лет. В более раннем возрасте постановка диагноза затруднена из-за особенностей отложения жировой ткани на детской стопе: жировая подушка скрывает свод и визуально уплощает стопу. Но родители могут заранее побеспокоиться о здоровье ног подрастающего малыша. Профилактические меры, снижающие риск развития плоскостопия, можно применять в самом раннем детском возрасте, когда малыш только начинает ходить.
Профилактика плоскостопия у малышей
Для формирования правильного свода стопы рекомендуется как можно чаще ходить босиком по неровным поверхностям. Это может быть каменистая дорожка, травяная лужайка, галечный или песочный пляж, лесенки на детских площадках и т. п. Можно соорудить для ребёнка импровизированный домашний тренажер: насыпать на пол каштаны, лесные орехи, фасоль, гладкие камешки. Малыш, поддерживаемый под мышками, должен походить по ним босыми ножками. Существуют и специальные ортопедические коврики с закрепленными на поверхности резиновыми и деревянными элементами, цветными камешками и галькой.
Полезно также научить малыша простейшим упражнениям, укрепляющим мышцы и способствующим формированию правильного изгиба стопы. Примеры подобных упражнений: попеременная ходьба на пятках и носочках, перекатывание с носка на пятку, сгибание-разгибание пальчиков, ходьба на внешней стороне стоп. В качестве дополнительной меры можно использовать профилактическую обувь со специальными вставками — супинаторами. Рекомендуется также ежегодно посещать ортопеда, чтобы не пропустить начало возможного заболевания.
У малышей, достигших шести лет, определить плоскостопие можно с помощью домашнего теста. Для этого понадобится лист бумаги и жирный крем. Стопа смазывается кремом и ставится на лист. Становиться нужно прямо, надавливая на поверхность всей стопой. Далее оценивается выемка полученного отпечатка. Выемка с внутренней части стопы должна занимать больше половины ширины подошвы. Если выемка небольшая или вообще отсутствует, можно говорить о плоскостопии. Но постановка окончательного диагноза — прерогатива врача-ортопеда.
Упражнения для лечения плоскостопия у детей
Детям, которым поставлен диагноз плоскостопие, назначается лечебная гимнастика. Она способствует развитию мышц, укреплению суставов и связок, улучшению кровообращения в стопах. Выполнять ее нужно два раза в день. Упражнения составлены из простых элементов, гимнастика в целом несложная и не отнимает много времени.
- Сесть на стул, стопы поставить на пол. Сгибать и разгибать пальцы ног. Сделать пять повторений в пяти подходах. Поочередно поднимать большие пальцы ног — пять повторов.
- Сидя на стуле, тянуть стопы на себя, оставляя пятки стоять на полу, — пять повторений. Повернуть стопы внутрь и, прижимая пятки к полу, стараться по очереди приподнять каждый палец на ноге. Повторить пять раз.
- То же исходное положение. Провести большим пальцем одной ноги по голени другой. Сначала пять раз повторить движение снизу вверх, затем столько же в обратном направлении.
- Сесть на стул или встать с упором на спинку стула. Стопы развести на ширину плеч, затем постараться развернуть их так, чтобы образовалась прямая линия — соединить сначала пятки, потом носки.
- Сидя на стуле, попеременно ставить стопы на внешнее и внутреннее ребро. Повторить пять раз.
- Постараться одними большими пальцами натянуть носки на ноги.
- Встать ровно, приподняться на носочки, походить на месте. Затем опереться на наружные ребра стоп и пройтись по комнате.
- Сесть на стул, поднять прямую ногу и потянуть вперед носок либо пятку. Повторить другой ногой и двумя ногами вместе. Выполнить пять раз.
- Сидя на стуле, по очереди поднять ноги и повращать ступнями в разные стороны. Поднять обе ноги, соединить стопы и потереться подошвами друг о друга.
- Встать ровно, выпрямить спину, расправить грудь. Походить на месте, не отрывая носки от пола. Двигаться в быстром темпе, раскачивая бедра из стороны в сторону. Упражнение занимает 15-30 секунд.
- Лечь на спину, согнуть ноги и поставить стопы на пол. Попеременно поднимать пятки. Сделать по пять повторов каждой ногой.
Хорошо защищает от плоскостопия ходьба босиком. Чтобы избежать ортопедических проблем, дети должны как можно чаще ходить по траве, гальке, песку, лазить по шведской стенке, взбегать и спускаться по наклонным поверхностям, массажировать ножки на ортопедическом коврике. Полезно также ездить на велосипеде, взбираться по лесенкам на детской площадке, ходить по бордюру.
Упражнения с различными предметами
Для следующего комплекса упражнений понадобится простейший инвентарь: спортивная палка, мяч, мелкие предметы, отрез ткани, карандаш, бумага.
- Сесть на стул. Удерживая мяч стопами, поднять его вверх пять раз. Перекатывать мяч ногами в разные стороны (или по кругу), сначала одной ногой, потом другой — по пять повторов.
- Сидя на стуле, выкладывать пальцами ног узоры из мелких предметов или собирать предметы с пола и складывать их в коробку.
- Катать стопами гимнастическую палку. Вместо палки можно использовать обычную скалку.
- Расстелить на полу кусок ткани и пытаться собрать его пальцами ног.
- Зажав пальцами ног фломастер или карандаш, писать и рисовать на бумаге.
- Ходьба по гимнастической палке. Стать на палку так, чтобы она находилась поперек стопы. Передвигаться вдоль нее приставным шагом: делать шаг вбок ногой, ближайшей к направлению движения, и подтягивать к ней другую ногу.
На каждую лечебно-профилактическую тренировку отводится от 15 до 30 минут. Упражнения должны выполняться в присутствии взрослых. Их задача — проконтролировать правильность действий, подстраховать, подбодрить и составить компанию ребёнку. Дети с гораздо большим энтузиазмом занимаются лечебной гимнастикой, если в тренировке присутствует элемент соревновательности или игры. Часть упражнений можно выполнять на скорость: кто быстрее нарисует фигурку, напишет предложение или соберет предметы с пола.