Ребёнок, приходя в жизнь, уже имеет набор генетически обусловленных качеств. Цвет глаз, волос, черты лица, будущая фигура, наследственные болезни (как это не печально) — все уже «решено на небесах». А как обстоит дело с будущим характером, интеллектом, талантами? Родителям придется вкладывать в развитие ребёнка все, что они хотят в них видеть. К какой группе отнести способность воспринимать жизнь на позитиве или же наоборот? Оптимизм обусловлен генами или приобретается как черта характера, в процессе воспитания? Попробуем разобраться с этими вопросами.
Рождение ребёнка оптимиста: цель или случайность?
Рождение ребёнка для большинства семей является самым радостным событием. Давно прошли те времена, когда воспроизведение было пущено на самотек. С развитием науки и медицины супруги научились планировать деторождение. Подбирается благополучное время зачатия и рождения ребёнка. Муж с женой за долгие 9 месяцев гадают, кто у них родится, на кого будет похож, выбирают имя будущему малышу, планируют дальнейшую жизнь. Но задумываются ли будущие родители о том, каков характер будет у их «дитяти», как он будет воспринимать сюрпризы жизни, когда подрастет: оптимистически или пессимистически? Вряд ли. А возможно ли было бы просчитать этот аспект, зная истории своих родословных?
По сообщению британского научного журнала New Scientist, который ссылается на результаты исследования ученых из университета Эссекса, такая черта как оптимизм является генетически обусловленной. Получить в наследство оптимизм — что может быть лучше?
Правильное развитие ребёнка оптимиста
Как распорядиться даром оптимистичного взгляда на жизненные трудности и проблемы? Пока ребёнок мал и не осознает ни свое предназначение, ни свои силы — задача родителей обеспечить гармоничное развитие ребёнка. Разумеется, они должны с одинаковым терпением относиться как к малышу оптимисту, так и пессимисту. Конечно свои нюансы в воспитании ребёнка, каким бы он не родился, будут присутствовать в процессе роста малыша. И задача думающих наставников развить желательные черты характера и погасить негативные, если таковые будут проявляться. Вот несколько правил, помогающих вырастить ребёнка оптимистом:
- приветствовать природную любознательность,
- обеспечить безопасность познания мира,
- прививать трудолюбие,
- прощать неудачи и поощрять успехи,
- научить малышей правильно мыслить, анализировать, видеть причины и следствия,
- прививать детям доверие: к окружающим, к природе, к будущему.
Разумеется, все эти (и не только эти) правила должны ложиться на фундамент из любви, доброты и позитива, которую по силам обеспечить любящим родителям, бабушкам/дедушкам, знающим воспитателям. Только на такой основе воспитание детей может достичь своей конечной цели: вырастить гармоничного, счастливого, открытого, целеустремленного человека с позитивным восприятием жизни.
Чем отличается ребёнок пессимист от оптимиста?
Как определить будущий характер ребёнка? Каким он будет расти? На формирование каких качеств необходимо обратить внимание родителей в первую очередь? Эти и другие вопросы возникают в умах молодых родителей. Поможем разобраться в перипетиях воспитания детей с раннего возраста.
Существует несколько принципиальных отличий пессимиста от оптимиста, на которые нужно обращать внимание в первую очередь. Вот они:
- Жизнерадостность и жизнелюбие, пожалуй, главное отличие оптимиста от пессимиста.
- Всегда хорошее настроение, позитивный настрой на будущее, в окружающем видеть только хорошее, коммуникабельность, готовность прийти на помощь близким — все это характерно для оптимистов;
- Пессимисты же, наоборот, видят больше негатив, настраиваются в основном на плохой сценарий, жалуются на нехватку всего (игрушек, внимания, денег и т. п.). Пессимисты не любят делиться с окружающими своими эмоциями, радостными событиями, имеют меньше друзей.
- Работоспособность, энергичность, инициативность у оптимистов против склонности к депрессиям, занижения результатов своего труда, плаксивости, неулыбчивости у пессимистов.
- Благодаря этим качествам оптимистов, они добиваются больших успехов в учебе, работе, личной жизни, чем, соответственно, пессимисты, которые своими негативными мыслями «притягивают» неприятности в свою жизнь.
- Оптимисты считают, что достигнутый в чем-либо успех, является исключительно их заслугой, пессимисты же во всех неудачах винят себя.
- Чувство вины и неудовлетворенности значительно отягощает дальнейшую жизнь, как ребёнка, так и взрослого пессимиста;
- Оптимисты не «зацикливаются» на неудачах, не тянут их за собой, легче выходят на новый виток событий.
- Оптимизм дарит здоровье его обладателям, повышает иммунитет, продлевает жизнь. А пессимизм способствует выработке «нехороших» гормонов: адреналина и кортизола, что может привести к инфаркту миокарда и ожирению.
Воспитание детей с разным восприятием жизни
Рождение ребёнка семьи планируют в соответствии со многими аспектами: материальное обеспечение, наличие бабушек, возможность нанять няню, любовь друг к другу, детям и т. п.
Если в семье больше одного ребёнка, обеспечить дружеские отношения между детьми является задачей номер один для родителей. А если дети волею судьбы оказались из двух разных лагерей — оптимистов или пессимистов, то задача воспитателей намного усложняется. Ведь учитывая особенности характера, проявления эмоций, разную реакцию на одни и те же события, мамы и папы обязаны будут разработать и внедрить две разные политики воспитания своих оптимистов и пессимистов. Задача не из легких, решение ее потребует массу терпения, знаний, наблюдательности, последовательности и многих других качеств, с помощью которых предстоит добиться достойного развития детей.
Изменится ли характер детей с возрастом?
Ребёнок с момента рождения очень зависит от мамы с папой. В процессе взросления эта связь становится слабее, превращаясь в доверительные, родственные отношения. С какого-то момента развитие ребёнка становится более актуальной задачей для самого юного создания. Подростки сами выбирают спортивные секции, стиль одежды, любимую музыку, друзей, иногда не советуясь с родителями. И, осознавая себя оптимистом или же пессимистом, вполне возможно захочет что-либо изменить в себе. Ребёнок при помощи опытных наставников, посещая тренинги личностного роста, психологические кружки, видит себя со стороны и осознает свои недостатки. Методик самопрограммирования своего подсознания существует немало, можно выбрать по наклонностям:
- аффирмации,
- аутогенная тренировка,
- самогипноз,
- медитации прощения,
- вытесняющие программы, и много других.
Вполне реально попробовать изменить себя в лучшую сторону. Конечно, полностью перекроить свой характер не получится, да это и не нужно. А вот подкорректировать можно, особенно если пришло четкое осознание своих недостатков. Оставив позитив и ослабив, а то и полностью избавившись от негатива, можно изменить характер, а значит и судьбу.
Пусть пессимист научится радоваться жизни во всех ее проявлениях, а оптимист снимет розовые очки и перестанет тешить себя иллюзиями, более реалистично оценивая происходящее. И тогда человек, добившийся таких изменений, достигнет «золотой середины», что издавна считается оптимальным.