Когда в семье воспитывается гиперактивный ребёнок, к нему должно быть сформировано особое отношение. Если родители и учителя не станут соблюдать правила общения с такими детьми и воспитывать их, не опираясь на рекомендации психолога, то дети могут столкнуться с тяжело преодолимыми трудностями. Вот некоторые из них:
- репутация двоечника и хулигана;
- конфликты с друзьями, соседями, членами семьи;
- осуждение со стороны окружающих;
- низкая самооценка, чувство неполноценности;
Кроме того, если воспитывать гиперактивного ребёнка неправильно, пытаться переделать его, добиваться послушания во что бы то ни стало, ограничивать, наказывать, то вскоре он начнет ощущать очень сильный психологический дискомфорт. Гиперактивный ребёнок имеет много неуемной энергии, и, если ругать его за нее, вместо того, чтобы направить в нужное русло, его жизнь превратится в постоянную борьбу, где взрослые борются за то, чтобы он стал другим — более спокойным, послушным, покладистым, рассудительным, а ребёнок в это время испытывает сильные противоречивые ощущения. Они проявляются в том, что, с одной стороны, он хочет угодить родителям, а с другой — не понимает, что с ним происходит и не умеет своим поведением управлять. Если, при наличии диагноза «гиперактивность», не обратиться за помощью к психологу, у ребёнка может развиться серьезный внутриличностный конфликт. От его проявления будут страдать все — ребёнок, родители, учителя, другие члены семьи.
Активные и гиперактивные дети
Прежде чем говорить о том, как помочь детям с гиперактивностью, следует разграничить понятия «активный» и «гиперактивный ребёнок». Активные дети не сидят на месте и это нормально. Они могут бегать, прыгать, шуметь и даже доставлять неудобства взрослым своим поведением. Однако такое поведение не является отклонением от нормы, потому что быть активным и любознательным — обычная природа ребёнка.
Иногда мать, отец и даже педагоги называют слишком веселых и шаловливых детей гиперактивными, и это не является справедливым. Гиперактивность — это не просто качество характера или особенности поведения, это диагноз, который может поставить только специалист. Обычно детей с чрезмерно подвижной психикой видно уже с рождения — они могут много плакать, являются неусидчивыми, кричат по ночам, часто ощущают физический дискомфорт. Когда гиперактивный ребёнок подрастает, то его активность увеличивается вместе с ним. Она принимает форму тревожности, невнимательности, отсутствия контроля. Такому ребёнку сложно общаться не только со взрослыми людьми, потому что он не выполняет правила, не соблюдает границы, но и быть в ладу с самим собой. Гиперактивные дети имеют очень много энергии и часто не знают, как ею правильно управлять. При этом они могут быть любознательными и умными, иметь повышенный интерес к окружающим вещам и явлениям.
Однако у них не сформирована способность контролировать желание познавать мир. Поэтому они часто берутся за несколько дел сразу, которые им сложно доводить до конца. Родителям необходимо знать, что назвать ребёнка гиперактивным может только врач, когда проведет соответствующее обследование и поставить точный диагноз. В остальных случаях чрезмерная детская активность считается поведенческой особенностью.
Адаптация в школе
Гиперактивный ребёнок может испытывать в школе определенные трудности. Чаще всего они проявляются в общении с педагогом, сверстниками, проблемах в обучении. Для того чтобы облегчить ребёнку адаптацию к школе, родители должны позаботиться об этом заранее. Прежде всего, они должны принять тот факт, что их ребёнок особенный, не такой как все и воспитывать его исходя из качеств характера и поведения.
Соблюдение правил и режим
Что могут сделать родители, чтобы ребёнок хорошо чувствовал себя в школе и к нему относились объективно и непредвзято? В первую очередь, важно поставить в известность учителя о постановке диагноза. Также об особенностях личности ученика полезно знать школьному психологу. Вместе родители и педагоги смогут добиться того, что адаптация к обучению пройдет успешно: он сможет усваивать новые знания, правильно понимать материал, подружиться с одноклассниками, хорошо чувствовать себя в коллективе.
Для этого родители должны следить за тем, чтобы он еще перед поступлением в школу был приучен к правилам распорядка и режиму. Сюда относятся: здоровое питание, соблюдение графика полноценного сна, планирование деятельности, грамотное распределение времени, которое помогло бы с пользой тратить энергию. Детей еще дома нужно приучать к тому, чтобы они доводили до конца каждое начатое дело. Эта способность поможет им хорошо учиться в школе.
Отношения с родителями
Гиперактивные дети очень нуждаются в том, чтобы атмосфера вокруг них в семье была как можно более благополучной. Это значит, что матери и отцу следует минимизировать конфликты, стараться делать так, чтобы ребёнок не становился их свидетелем, лишний раз не расстраивался и не огорчался. Что касается вопросов воспитания, физическое наказание — это то, что должно быть исключено в семье. Находясь в благоприятных условиях дома и в школе, дети получат возможность чувствовать себя более спокойными, довольными, радостными и счастливыми.
Воспитание ребёнка в семье
Кроме того, что гиперактивный ребёнок отличается невнимательностью и неусидчивостью, в его характере имеет место беспечность. Это значит, что ему плохо знакомо чувство страха и безопасности. Родителям следует знать об этом, если дети сами ходят в школу и обратно или остаются дома в одиночестве. Мать и отец должны научить ребёнка тому, как соблюдать правила, которые помогут ему сохранить жизнь и здоровье. Они должны научиться правильно и аккуратно переходить проезжую часть, не общаться с незнакомцами. Если школьник еще маленький, опасные предметы в доме лучше спрятать подальше, чтобы ему не пришло в голову воспользоваться ими, когда он остается один.
Что делать с энергией ребёнка?
Гиперактивные дети от рождения обладают большим количеством энергии. Задача родителей заключается в том, чтобы найти ей применение. Когда ребёнок занят делом, интересным для него, то его внимательность и усидчивость лучше поддаются контролю. Поэтому хорошо, если дети будут заниматься в спортивных секциях, посещать соревнования, ходить в походы, проявлять себя в творческих занятиях, ставить опыты, мастерить что-то руками, бегать и играть во дворе с друзьями, гулять с собакой, научатся кататься на сноубордах, велосипедах или роликах и будут вести активный и разнообразный образ жизни.