По статистике, количество аллергиков с каждым годом растет. Всемирная организация здравоохранения относит аллергию к шести наиболее часто встречающимся патологиям и даже называет ее пандемией XXI века. И большую часть всех пациентов занимают именно люди с реакцией на продукты питания. Однако в последние годы диагноз «пищевая аллергия» стал вызывать все больше вопросов. Многие аллергологи связывают пугающую статистику не с реальным заболеванием, а с проблемой гипердиагностики. Как отличить ложный диагноз от настоящего, разбирался MedAboutMe.
Лабораторные тесты при пищевой аллергии
По данным Федерального агентства министерства здравоохранения США, всего за 14 лет, с 1997 по 2011 год, количество людей, страдающих пищевой аллергией, возросло на 50%. Сегодня только в этой стране число пациентов с данным диагнозом составляет 15 млн человек. Многие врачи винят экологическую ситуацию, качество продуктов питания, стрессы и другие факторы. Но все же все чаще звучит мнение, что виной такой ситуации является всего лишь неправильная трактовка полученных результатов лабораторных исследований.
Для выявления диагноза аллергологи проводят обследования: кожные пробы (скарификационные тесты и прик-тесты) и анализ крови на наличие иммуноглобулинов IgE. Причем распространено использование так называемых аллергологических панелей — то есть во время одного анализа проверяется чувствительность к нескольким десяткам потенциальных аллергенов. В 2016 году педиатр Дэвид Стукус из Национальной детской больницы штата Огайо резко раскритиковал такой метод диагностики и именно с ним связал такую высокую частоту ложных диагнозов. Особенно остро под вопрос ставятся кожные пробы, ведь при нанесении большого количества веществ организм может прореагировать на них характерной реакцией (покраснением, зудом). Но при точечном анализе на конкретный пищевой продукт такой реакции у тех же пациентов не наблюдается. Кроме того, проведение прик-тестов требует определенного опыта от врача, и ложноположительный результат может быть получен просто потому, что тест проводится некорректно.
«Данным, основанным только на кожных пробах, можно верить приблизительно в 60% случаев, — поддерживает коллегу член Американской академии аллергии, астмы и иммунологии (AAAAI) Джонатан Бернстейн. — Более того, часто диагноз ставится исключительно на основании тестов, а ведь аллергия должна иметь выраженную симптоматику».
Любые тесты должны проводиться только тем пациентам, у которых есть характерные жалобы. Ведь необоснованное исключение целого ряда продуктов из рациона человека может вызывать серьезные проблемы со здоровьем, особенно если речь идет о детях.
О чем говорит уровень иммуноглобулинов в анализах
Анализ крови на выявление IgE, казалось бы, должен давать точный результат. Но практикующие аллергологи тоже рекомендуют рассматривать положительный результат таких тестов только в комплексе с другими данными.
Сегодня золотым стандартом аллергодиагностики считается технология ImmunoCAP, которая позволяет не просто обнаруживать антитела, но и определить их количество. Однако врачи утверждают, что в случае пищевой аллергии нет прямой связи между концентрацией специфических IgE и развитием реакции разной тяжести. При активном внедрении этого метода диагностики было выявлено, что определенное количество людей имеет латентную сенсибилизацию (повышенную чувствительность) к аллергену. То есть тесты показывают положительный результат, а вот никаких симптомов у человека не наблюдается. Так, по статистике, у 8,6% населения США по тестам выявлена повышенная чувствительность к арахису, но только у 0,4% она действительно проявляется аллергической реакцией. С другой стороны, для некоторых пациентов даже незначительная концентрация специфических IgE может вызывать выраженную реакцию. Такая картина часто наблюдается у детей первых лет жизни с белковой аллергией.
Для выявления пищевой аллергии иногда рекомендуются анализы на выявление антител IgG или их подкласса IgG4. Однако ведущие аллергологи Европы и Америки не рекомендуют опираться на данные таких тестов в постановке диагноза, поскольку антитела этого класса вырабатываются у большинства людей, употребляющих те или иные продукты.
Важность анамнеза для диагностики аллергии
Пищевая аллергия — это гиперчувствительность иммунной системы к различным антигенам, которая обязательно должна проявляться симптомами. Они могут быть по-разному выражены, но без них аллергия не диагностируется. Поэтому врач может заподозрить болезнь при первой же встрече с пациентом — если у человека есть характерные жалобы, имеет смысл проверить его на чувствительность к аллергенам.
Нужно понимать, что пищевая аллергия может проявляться целым комплексом симптомов, среди которых:
- Кожные реакции — крапивница, сыпь, зуд, отек, атопический дерматит (характерен для детского возраста).
- Нарушения работы желудочно-кишечного тракта — тошнота и рвота, запор или, наоборот, диарея, колики, вздутие живота, метеоризм, боли, потеря аппетита.
- Поражение органов дыхания — чихание, кашель, ринит, слезотечение, отек слизистых.
- Одним из характерных признаков истинной пищевой аллергии, чаще на фрукты и овощи, является оральный аллергический синдром (ОАС): отек слизистых рта и горла, зуд во рту, онемение языка и десен, ощущение, что язык увеличился в размерах.
Если у пациента обнаружены такие симптомы, он должен быть дообследован. Для того чтобы сократить количество аллергенов, на которые человеку нужно будет провериться, врач собирает подробный анамнез больного. Так, уже на этом этапе можно определить, какие продукты являются потенциально опасными, после каких блюд развивались аллергические реакции.
Если же сделать это сложно, врач может предложить ведение «пищевого дневника», куда пациент будет записывать все приемы пищи с описанием продуктов, размером порций и последующей реакцией. На этом этапе можно выявить и псевдоаллергию — пищевую непереносимость. В отличие от истинной аллергии, она не связана с нарушениями работы иммунной системы, а симптомы возникают только в том случае, если съедено большое количество продукта. Например, очень часто реакции на сезонные ягоды и фрукты вызваны именно непереносимостью, а не аллергией.
Элиминационная диета
Элиминационная диета — хотя и косвенный, но достаточно эффективный способ диагностики аллергии. После того как врачом был выделен потенциальный аллерген, содержащие его продукты исключаются из рациона человека. Как правило, если аллерген не поступает в организм, улучшение состояния наступает в течение недели, а у маленьких детей — в срок до 10 дней. Далее, для подтверждения диагноза, продукт возвращается в рацион. Если после этого симптомы возобновляются, у пациента подтверждается пищевая аллергия. На одном этапе из рациона исключается один потенциальный аллерген, в противном случае данные будут неоднозначны.
Элиминационная диета является также основой лечения пищевой аллергии. Однако список исключаемых продуктов определяет исключительно врач-аллерголог после всех необходимых обследований и только при подтвержденном диагнозе. Самостоятельно вносить изменения в свой рацион крайне опасно. Как отмечает диетолог из Британской ассоциации питания Сара Шенкер: «Люди, приписывающие себе пищевую аллергию, сильно вредят своему здоровью. Полностью исключая один, а тем более несколько видов продуктов, они получают просто несбалансированный рацион. А такое питание может грозить серьезными заболеваниями».