Детей в возрасте 2-3 лет зачастую отдают в детский сад. Малышам уже не хватает внимания мамы и папы, они нуждаются в общении со сверстниками. Да и маме, после столь длительного периода круглосуточной привязанности к малышу пора отдохнуть, заняться своим развитием, посвятить время работе или просто получить возможность навести порядок в квартире без «помощи» любимого детеныша. Для этих целей существуют детские сады. Как помочь ребёнку в период адаптации к новой среде так, чтобы не отбить охоту посещать садик и получать от таких посещений только удовольствие?
Польза детского сада для здоровья и развития ребёнка
В саду проводятся различные развивающие, обучающие занятия, игры в коллективе, что очень полезно для развития ребёнка. Дети учатся социальному взаимодействию. В саду они познают, что такое дружба, обучение, доверие посторонним. Дети постигают заботу о других, оказание помощи и взаимовыручку. Посредством разнообразных занятий, они имеют возможность выявить и развивать свои творческие способности.
Детский сад важен для социального, адаптивного и интеллектуального развития ребёнка.
Что делать, если ребёнок плачет?
Для малыша посещение детского сада неминуемо будет стрессом, так как длительное расставание с мамой, да еще и новая обстановка могут воздействовать на него пугающе. Зачастую ребёнок плачет, отказывается идти на контакт, капризничает. Как помочь?
- Начните подготовку с себя.
Перед тем отвести ребёнка, сходите в учреждение сами, оцените качество предлагаемых условий, в которых находятся дети, поговорите с будущим воспитателем и администрацией сада, поделитесь тонкостями развития вашего малыша, сходите на консультацию к психологу сада.
- При выборе детского сада, заботясь о здоровье ребёнка, не стесняйтесь узнавать больше информации об учреждениях.
В интернете существуют форумы молодых родителей любого города, среди которых много мам детсадовцев. Поговорите с ними об условиях выбранного учреждения, о режиме, воспитателях, питании и т. д.
- Отнеситесь с большим вниманием к выбору воспитателя.
Расспросите о нем других мам группы в неофициальной обстановке. Не стесняйтесь попросить заведующую садом о переводе в другую группу, если воспитатель там вам нравится больше и вы считаете, что к ребёнку он будет лучше относится. Качественное развитие ребёнка важнее возможных пересудов.
Дети в детском саду: практические советы психолога для первых посещений
- Давайте ребёнку больше возможности общаться с другими детьми.
Чаще гуляйте на всевозможных детских площадках, берите его с собой в магазин, общественный транспорт, на рынок. Пусть он видит, как его мама и папа беспрепятственно находят общий язык с незнакомыми людьми, что это абсолютно не страшно. Помогайте малышу знакомиться с другими детьми, научите его нескольким универсальным фразам для того чтобы можно было начать разговор с незнакомым ребёнком. Например: «Здравствуй, как дела?», «Как тебя зовут?», «Я люблю играть в мяч, давай поиграем вместе».
- Узнайте о режиме и распорядке дня выбранного дошкольного учреждения.
Воспитатели особенно охотно делятся такой информацией, так как и в их интересах, чтобы малыш был подготовлен к режиму. Примерно за 2 месяца, а можно и раньше, введите такой режим дома. Например, подъем, зарядка, гигиенические процедуры, завтрак. Далее занятия, игры, обед, сон, полдник, прогулка и т. д. Уточните временные рамки проведения всех этапов. Хотя бы скопируйте на время в домашних условиях режим питания и сна, это уже значительно облегчит процесс адаптации малыша.
- Психологи советуют не показывать малышу своего страха перед походом в сад.
Прививайте ему мысль о том, что это хорошо. Объясните, что дети там играют интересными игрушками, занимаются, спят, кушают, а вечером их всех забирают родители домой.
- Для ознакомительной первой экскурсии не выбирайте ранние часы.
В это время детей только приводят, кто-то из них капризничает. У вашего малыша может появиться мысль о том, что: «Раз этот ребёнок плачет, значит здесь нехорошо». А наша задача — получить приятные впечатления, поэтому наиболее благоприятное время — дневная прогулка.
- Не оставляйте малыша сразу на целый день в саду.
Психологи рекомендуют начинать время пребывания с 2 часов, постепенно увеличивая его. Продолжительность таких походов зависит только от индивидуального психологического состояния малыша. Как только ребёнок будет готов, можно попробовать остаться на сон.
- Для первого времени давайте малышу с собой личную игрушку, которая будет напоминать о доме.
- Убеждайте ребёнка в том, что вы его непременно заберете.
Можно для этого класть по приходу ему в шкаф маленький ключик и говорить: «Как только ты здесь справишься со всеми делами, я приду, заберу тебя и мы вместе откроем дверь нашего дома ключиком». У ребёнка будет уверенность в том, что без ключа, а, следовательно, и без него вы в дом не попадете.
- На первое время адаптации исключите посещение громких и бурных мероприятий, например цирка и т. д. Это нужно для того, чтобы поберечь психику малыша от стресса, пусть и приятного.
- Учите малыша обслуживать собственные физиологические потребности. Нужно уметь ходить самостоятельно в туалет, кушать, умываться, начните учиться раздеваться и одеваться.
- Не критикуйте и не выражайтесь негативно при ребёнке о детском саде и воспитателях.
- Больше уделяйте качественного времени малышу. Гуляйте, занимайтесь, беседуйте, проявляйте ласку.
- Для большинства детей непонятна причина, почему родители его ведут в сад, ребёнок плачет и обижается.
На первое время можно сказать, что вам необходимо время для того, чтобы съездить в магазин и купить ему особенную конфету. По приходу за малышом для того, чтобы забрать его домой, у вас обязательно должна быть в сумке или кармане та самая конфета.
- Правильное развитие ребёнка во лжи невозможно, не обманывайте ребёнка и здесь.
Не сочиняйте, что вы ведете его в гости, магазин или на аттракционы. Как только малыш поймет, что его обманули, он вряд ли поверит, что вы его действительно заберете. Это заставит пребывать его в постоянном состоянии стресса.