Когда вся семья собирается в дальнюю поездку или путешествие, то не исключено, что дети могут очень утомиться во время дороги. Особенно, если они маленькие — раннего и дошкольного возраста. Существуют игры и упражнения, в которые можно играть всей семьей, не выходя при этом из транспорта. Они полезны тем, что не дадут никому скучать, особенно, когда поездка длится несколько часов, способствуют профилактике и снятию эмоциональной и физической усталости, как у взрослых, так и у детей. Кроме того, подобные игры отлично помогают детям развиваться: тренируют память, мышление, воображение, речь, поднимают настроение и благодаря такому времяпрепровождению, время проходит быстрее.
Игры для детей: развиваем внимательность
Внимание как познавательный процесс личности, развивается лучше и быстрее, если создавать для этого определенные условия. В детском саду и школе дети выполняют упражнения и задания, помогающие его развитию. Также оно может развиваться в независимости от обстановки, окружающей ребёнка — когда он сам замечает и фиксирует предметы и явления, сравнивает, делает выводы. В дороге также можно выполнять упражнения, способствующие развитию внимания.
«Самый богатый владелец»
Каждый член семьи загадывает себе марку автомобиля, которые он будет искать глазами во время поездки. Так как во время движения автомобиля марку не всегда удается разглядеть, то условия игры могут быть проще — искать машины определенного цвета. Итак, каждый из участников загадывает цвет машины. На протяжении пути, или пока игра не закончится, каждый должен считать машины «своего» цвета. Победит тот, у кого наберется больше всех «его» машин — он и станет называться «самым богатым владельцем».
«На что похоже облако»
Эта игра требует быстрой фокусировки внимания. Вместе с ребёнком можно смотреть в окно на проплывающие мимо облака и искать, на что они могут быть похожи. Это игровое упражнение не соревновательного типа, а скорее такого, который требует включенности внимательности и воображения. Можно разнообразить игру тем, что все участники будут смотреть на одно и то же облако, а ответы на вопрос «на что оно похоже» окажутся разными.
«А у нас на пути…»
Дети очень радуются этой игре — в нее можно играть долго, замечать интересные вещи явления, часто выигрывать. Участники по очереди рассказывают, что видит каждый из них на пути. Только прямо об этом не говорится, а приводится краткое описание, чтобы остальные отгадали. Для маленьких детей не стоит пускаться в слишком сложные описания. Например, если вы видите домик, то можно сказать «а у нас на пути то, где можно переночевать» или «а у нас на пути что-то, что имеет крышу и стены». Если в эту игру играют дети младшего школьного возраста и старше, то она отлично подойдет для пространственных рассуждений, повышающих интерес и тренирующих мышление. В случае про домик можно сказать: «у нас на пути то, что необходимо каждому человеку». Такие игры отлично помогают скоротать время и провести его интересно, общаясь с близкими людьми.
Тренируем умение ребёнка считать
В дороге, для того, чтобы тренировать умение считать, можно использовать что угодно — проезжающие мимо автомобили, номерные и дорожные знаки, деревья, вывески, и, конечно, родительскую фантазию.
«Считаем вместе»
Игра подойдет детям, которые учатся считать, или недавно овладели этим навыком и он требует закрепления. Можно предложить ребёнку считать вместе. Для этого один из родителей начинает цифровой ряд, а ребёнок продолжает. Можно называть числа по очереди, или, пропуская по две.
«Цифра-потеряшка»
Один участник называет числовой ряд, специально пропуская одно из чисел. Дети отгадывают, какого числа не хватает.
«Назови соседей»
Игра заключается в том, чтобы ребёнок называл числа, стоящие перед и за той цифрой, которую говорит взрослый. Например: какие соседи у цифры 8? Ответ: 7 и 9.
Такие игры, когда нужно вспоминать цифровой ряд, не опираясь на наглядный материал, развивают абстрактное мышление, что также способствует развитию математических способностей.
Речевые упражнения
На тему развития речи можно придумать множество игр. Среди них всем известные, такие как: города, игры с предметами, объединенные общими признаками, имена и многие другие, которые могут вспомнить родители из своего детства или придумать самостоятельно.
«Да» и «нет» не говорить, черное, белое не носить»
Эта игра заключается в том, что ведущий задает участникам вопросы, на которые они могут отвечать как угодно, кроме слов «да», нет», «черное» и «белое». Примеры: «На тебе белая футболка?», «Тебя зовут Яна?», «Ты девочка?», «Ты едешь на море?» и другие.
«Что можно вынуть из шкафа?»
Игра, в которую можно играть бесконечно долго, главное, чтобы придумывались интересные темы. Ведущий задает вопрос: что можно вынуть из шкафа? Участники по очереди отвечают: пальто, шарф, шапку, брюки т. д. Кроме шкафа, темы могут быть такие: автомобиль, салат, школьный портфель, мамина сумка, багажник, холодильник и многое другое.
Игры для развития фантазии у ребёнка
«Если бы я был…»
Для этой игры нужно заранее заготовить карточки со словами: художник, волшебник, царь, президент, строитель, бог, родитель, учитель, врач, охранник и другие. Каждый из участников берет себе карточку, и придумывает историю о том, что бы он делал, как жил, если бы был тем, кто ему достался.
«Загадка»
Опираясь на загадки, например, такие: «зимой и летом одним цветом», «ни лает, ни кусает, а в дом не пускает» взрослые и дети придумывают свои загадки и загадывают их друг другу. Они могут, как касаться того, что им встречается за окном во время поездки, так и нет.
Веселые игры для детей
Хорошее настроение — обязательное условие для того, чтобы длительная поездка не утомила путешественников — как взрослых, так и детей. Чем веселее дальний путь, тем короче он может казаться. Все дети любят веселые игры, а когда они проходят во время поездки с родителями, то способствуют еще и сближению всех членов семьи.
«Если птица, то какая?»
Один из участников крепко зажимает уши, чтобы не слышать, кого из членов семьи загадают остальные — это может быть как ребёнок, так и родитель. После того, как они это сделали, его задача отгадать, кто это. Отгадывать нужно, опираясь на вопросы, которые он будет по очереди задавать всем участникам и тому, кого загадали, в том числе. Вопросы должны быть такими: «если бы этот человек был птицей, то какой? Если бы этот человек был песней, то какой? Если бы это человек был временем года, то каким?» Далее можно фантазировать, как угодно: дерево, цветок, автомобиль, книга, блюдо, напиток, мультфильм и другое. По полученным характеристикам, нужно понять, кого из членов семьи загадали остальные. Эта игра очень веселит и взрослых и детей, играя в нее, каждый может узнать о себе много нового