Как выбрать иностранный язык для изучения ребёнком? Дети сами, конечно, не могут определить, что за иностранный язык им понадобится. И потому именно мамы и папы должны помочь им в выборе того языка, который может стать самым востребованным с учетом будущей жизни их малыша. Например, есть резон сделать анализ туристической географии вашей семьи, чтобы точно определиться, куда именно вы предпочитаете ездить.
При этом решающим фактором должно стать то, что сами родители знают какой-то иностранный язык либо собираются его изучать. Педагоги отмечают, что лучшие навыки в иностранных языках бывают именно у тех детей,у которых первыми учителями становятся их родители.
Когда дети должны приступать к занятиям?
Всем известно, что в дворянской среде старой России развитием ребёнка начинали заниматься с самого раннего возраста. И занятия иностранными языками начинались практически сразу после того, как ребёнок появился на свет. Достаточно вспомнить, что в богатых домах всегда «выписывался» гувернер из-за границы.
Вот и получалось так, что во времена Пушкина не только будущий знаменитый поэт, но и множество его ровесников могли впервые услышать русские слова лишь тогда, когда ребёнку исполнялось 3-4 года. Таковы были светские нравы в ХIX веке: общаться на чужих языках, например, французском, предпочитали даже тогда, когда можно было говорить и по-русски.
Сейчас дети воспитываются иначе. И не будет преувеличением сказать, что в настоящее время мы относимся к родному языку с большим почтением. Практически невозможно увидеть среди нас того, кто в России говорил бы на иностранном языке без необходимости в этом. Обычно это нужно при переводе текстов или при общении с иностранцами в качестве зарубежных партнеров или друзей.
Развитие ребёнка – дело ответственное. И потому сегодня большинство педагогов придерживаются вполне конкретной точки зрения: к обучению второму языку малыша нужно привлекать только тогда, когда он уже освоил родной язык в пределах той коммуникации, которую ему предстоит применять в повседневной жизни. Иными словами, он должен понимать по-русски и пробовать говорить на родном языке. Вот почему некоторые педагоги убеждены, что к урокам иностранных языков можно приступать не раньше, чем в возрасте около двух лет.
Есть также педагоги с несколько иной точкой зрения. По их мнению, введение иностранной речи возможно дозировать уже тогда, когда ребёнку всего несколько месяцев. Они считают, что детям в таком возрасте можно наговаривать иностранные слова. Тогда они сумеют потом более органично воспринимать сам язык.
Основы иностранного языка в раннем возрасте
Как обучать иностранному языку тех малышей, которым исполнилось всего полтора года? Для этого родителям необходимо всего лишь просто переходить на этот язык время от времени. Ранний возраст – подходящий период, когда малышу полезно будет слушать песенки на иностранном языке.
Для гармоничного развития ребёнка используйте в общении с ним кубики, где есть картинки, а также игровое лото, интерактивные книги, которые «произносят» названия объектов на чужом языке. Подобные предметы досуга должны понравиться малышу. В результате ваше чадо будет обучаться с интересом, и такие языковые уроки не станут для него обременительными.
Как действовать, когда детям полтора-три года? Демонстрируйте им картинки, на которых изображены привычные предметы из окружающего мира, и произносите их название на иностранном языке. Но родителям не рекомендуется применять слишком много изображений. Хватит и нескольких десятков листков с картинками. Есть особый смысл в том, чтобы применять те иллюстрации, которые ребёнок уже может обозначить по-русски: скажем, собака, тарелка, машинка, карандаш, дерево.
Используйте метод «погружения», при котором малышу демонстрируют мультики, в которых герои говорят на иностранном языке. Развитие ребёнка и просмотр мультфильмов в этом возрасте взаимосвязаны. Малыш обычно настолько увлечен сюжетом, что ему неизбежно становится интересно узнать, о чем же говорят действующие персонажи.
Однако взрослым при этом не стоит забывать, что мультфильмы должны пройти тщательный отбор. Ведь мультики должны соответствовать возрасту малыша и быть качественными. Имейте в виду, что существуют специальные обучающие мультфильмы. И в них звучит правильно выстроенная литературная речь.
Ранний возраст (когда ребёнку 3-5 лет) предполагает обучение с помощью простых загадок и задачек на чужом языке. Развивающие игры также считаются хорошим средством в учебном процессе. Когда ребёнок уже умеет считать по-русски, можно научить его счету и на другом языке.
Хороши в наши дни современные интерактивные технологии, в том числе игрушки. Можно частично применять в раннем возрасте и обучающие программы на компьютере. Оптимально, если родители в состоянии легко перейти на другой язык, указывая ребёнку на определенные предметы, например, в магазине. Когда он изучит родной алфавит, то можно переходить к запоминанию иностранных букв и их произношения.
Поэтапное развитие ребёнка при дальнейшем изучении иностранного языка
Еще активнее нужно быть, когда дети достигают 5-7 лет. Есть смысл посетить вместе с ребёнком страну, где используют изучаемый в вашей семье язык. Малышу необходимо хоть немного поговорить со своими сверстниками за рубежом. Это станет стимулом для того, чтобы он продолжил увлеченно изучать язык понравившейся ему страны.
Взрослые должны действовать совместно с детьми дошкольного возраста – например, использовать интерактивные игры, что может стать хорошей подготовкой к школьным урокам иностранного языка.
Смотрите мультики, видеоролики и кино на иностранных языках совместно с детьми. Обсуждайте с ними диалоги персонажей, пробуйте повторять отдельные фразы. В этом случае хорошо помогают субтитры. Визуализацию также можно использовать при рассмотрении красивых книжек на иностранном языке.
Эффективными являются методы включения и прослушивания вместе с ребёнком песенок, стихов и сказок на других языках. Запомните, что рифмованную речь дети запоминают намного лучше. В дальнейшем можно попробовать даже изучение по учебнику предстоящей школьной программы.
Конечно, сами родители не обязаны хорошо владеть иностранными языками. Однако прекрасно, если они будут «расти» вместе с учеником, принимая участие в его обучении.